Влияние импринтинга в момент родов на последующую жизнь индивидуума

Год публикации: 2006

Автор: Шамиль Ташаев

Опубликовано в:

«Репродуктивное здоровье общества» (сборник научных трудов членов Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины), Санкт-Петербург, 26 — 30 мая 2006.

НИИ Психотерапии и Клинической Психологи при НП «Институт Психотерапии и Трансперсональной Психологии»

Санкт-Петербург

К. Лоренц открыл явление импринтинга, заметив повышенную значимость самой первой информации, получаемой птичьей особью при своем вступлении из яйца. С тех пор прошло уже достаточно много времени. Явлению импринтинга посвящено множество работ, существенно обогативших наше представление о нем. Однако удивительным является то, что момент появления человеческого индивидуума на свет с точки зрения возникновения импринта и влияния данного импринта на его последующую жизнь никого до настоящего времени практически не интересовал. К этой тематике косвенно относятся работы С. Грофа, в общем сформулировавшего положение о базовых перинатальных матрицах (БПМ). Гипотеза С. Грофа о БПМ подробно изложена им в серии монографий (Гроф С., 1994; 2000, 2001).

Большой вклад в развитие представлений о влиянии внутриутробного периода развития человека на его последующую жизнь внесло также и молодое, но бурно развивающееся направление науки, возникшее на стыке медицины и психологии. Полностью сформировавшиеся в настоящее время пренатальная медицина и психология послужили катализатором для множества работ, посвященных исследованию влияния условий протекания беременности на психологию человека, становление его характера. В коллективной монографии двенад-цати ведущих исследователей в области перинатальной психологии и медицины, изданной под научной редакцией профессора Г.И. Брехмана, практически отражены все актуальные направления в данной области. Тем не менее, импринт новорожденного остается до сих пор не исследованным. Данное обстоятельство объясняется, по-видимому, методическими и методологическими трудностями, возникающими на пути такого исследования. Как учесть, вычленить и количественно или, хотя бы качественно, оценить информационную значимость впервые поступающих к интеро- и экстерорецепторам сигналов внешней и внутренней среды новорожденного? Как в дальнейшем в различные периоды роста и развития найти и отсле-дить данное влияние?

Целью нашего исследования было выявление импринта первых мгновений жизни плода при превращении его в ребенка и определение значимости данного импринта в последующей жизни индивидуума. Основной решаемой задачей при этом была разработка методологических основ данного исследования и создание адекватных методов его проведения.

Было выдвинуто предположение, что наиболее значимым сенсорным сигналом для человека на любой стадии его развития, включая даже внутриутробный период, является человеческая речь. Именно слова в качестве символов (импринтов) определенных действий мо-гут оставлять глубокий след в судьбе не только отдельно взятого человека, но и целой эпохи, определяя и направляя пути развития человечества и цивилизации в целом. Однако вполне естественно, что новорожденный не может вербализировать свои ощущения и эмоции, вербальных опросников к нему не применишь. К новорожденному достаточно сложно применить и какие-либо электрофизиологические или топографические методы исследования.

Методом, позволяющим надеяться на получение сведений по импринту первых мгновений жизни новорожденного, является гипнотический транс. Пожалуй, одно из самых замечательных свойств гипнотического транса есть то, что в этом состоянии можно с высокой долей вероятности задавать точные вплоть до часов и минут координаты времени возрастной регрессии вплоть до перинатального периода развития индивидуума. С другой стороны во время гипнотического транса можно добиться точной вербализации ощущений на любом отрезке возрастной регрессии. Соответственно, не смотря на то, что целью исследования было изучение импринта первых мгновений жизни новорожденного, объектом исследования стали взрослые люди-добровольцы.

Исследование проводилось на 24 испытуемых обоего пола в возрасте от 21 года до 54 лет. Социальный состав испытуемых был самым разнообразным: студенты, кандидаты наук, спортсмены, социальные работники, банковские служащие, филологи, психологи, врачи, менеджеры, инженеры и частные предприниматели. Основными методиками исследования были:

  • возрастная регрессия вплоть до последних мгновений процесса родов при помощи обучения испытуемых ауто- и гетерогипнотическому трансу с сохранением рапорта и саморапорта;
  • анализ дневников самонаблюдения испытуемых и совместное с ними их обсуждение.

Наведение гипнотического транса и осуществление возрастной регрессии первоначально проводилось в группе, для скринингового выявления наиболее способных к обучению ауто- и гетерогипнотическому трансу испытуемых. С отобранными испытуемыми проводилась индивидуальная работа по осуществлению возрастной регрессии. Все происходящее во время групповых и индивидуальных занятий при нахождении испытуемых в гипнотическом трансовом состоянии обязательно регистрировалось на диктофоне. Кроме того, осуществлялось обязательное ведение испытуемыми дневников самонаблюдения, по материалам которых проводился анализ субъективных ощущений испытуемых.

Обучение гипнотическому трансу проводилось на групповых тренингах в два этапа. На первом этапе испытуемым не сообщалось о проведении сеансов гипнотического транса. Слово «гипноз» было заменено на слово «медитация». На данном этапе обучения наведение трансового состояния на испытуемых никакого затруднения не вызывало. Абсолютно все испытуемые показали высокую или среднюю степень гипнабельности. При дальнейшей работе с теми же испытуемыми, мы информировали их о том, что наступает этап обучения ауто- и гетерогипнозу. После получения данной информации у шести человек из 24 сразу же возникли трудности с вхождением в гипнотический транс, не смотря на то, что до этого они входили в него совершенно спокойно. У двенадцати человек из двадцати четырех никаких затруднений не возникло, у оставшихся шести процесс наведения гипнотического транса так же протекал с некоторыми трудностями. Так как мы полагали, что возникшие трудности по обучению гипнотическому трансовому состоянию связаны в первую очередь с отсутствием у испытуемых адекватных представлений о внушаемости, гипнозе и гипнабельности, мы провели не-колько образовательных уроков по данной тематике. В частности, было разъяснено, что гипнозу не поддаются, а обучаются. После проведения образовательных уроков с наглядной демонстрацией гипнотических эффектов и эффектов внушения, в группе из последних шести человек обучаемость гипнозу несколько повысилась, а в группе из первых шести человек двое испытуемых решили отказаться от дальнейшего участия в исследовании. Оставшиеся четыре человека из данной группы, как и остальные (18 человек) участники исследования практически освоили вхождение в ауто- и гетерогипнотический транс. По материалам дневников самонаблюдения все испытуемые, участвовавшие до конца в исследовании, отмечали, что могут самостоятельно использовать гипнотический транс для разрешения конфликтных ситуаций или проблем с собственным здоровьем. Интересным является факт, что испытывавшие некоторое затруднение участники исследования получали лучшие результаты вхождения в трансовое состояние при аутогипнозе в домашних условиях, нежели при гетерогипнозе в группе. На наш взгляд, это свидетельствует о наличии определенных черт характера у данных испытуемых, и вопрос о каких-то трудностях физиологического или анатомо-гистологического плана в данном случае абсолютно неуместен.

Абсолютно все (24 человека) испытуемые во время нахождения в гипнотическом трансе под видом медитативного погружения испытывали те или иные спонтанные сенсорные раздражения (ощущения), которые можно условно разделить на 6 групп:

  • постгипнотическая амнезия — испытуемый говорил, что он не спал, но «куда-то провалился» и ничего не помнит;
  • «исторические путешествия» — испытуемый становился свидетелем или участни-ком неких событий прошлого;
  • «духовные прозрения» — испытуемый переживал нечто подобное представлению В. И. Вернадского о Ноосфере (находясь ощущениями в Космосе, наблюдал Землю, Солнце, галактики и прочее);
  • трансперсональная атрибутика, хорошо описанная в работах С. Грофа — в том числе околосмертные переживания, образные представления БПМ и встречи с Архетипами;
  • так называемые «внетелесные ощущения»,
  • путешествие в так называемые «параллельные миры».

Таким образом, на основании данной части работы можно заключить, что отсутствие обучаемости вхождению в гипнотическое трансовое состояние связано в первую очередь с отсутствием знаний в этом вопросе. Сама фраза «поддается гипнозу» является существенным препятствием для обучения вхождению как в гетеро-, так и в аутогипнотическое трансовое состояние. Во вторую очередь это связано с наличием у индивидуума различных психологических комплексов и страхов, скорее всего на бессознательном уровне.

Во время осознанного обучения вхождению в ауто- или гетерогипнотический транс многие испытуемые могли самостоятельно вызывать по собственному желанию встречавшиеся ранее спонтанные переживания.

Следующий этап обучения заключался в приобретении навыков возрастной регрессии в трансовом состоянии. Первое пробное 8-часовое возвращение назад во времени прошло очень успешно. Практически все испытуемые отметили свое реальное участие в событиях 8-часовой давности. Произошло даже три непредвиденных обстоятельства, косвенно подтвердивших достоверность возврата по времени. Одно из обстоятельств заключалось в том, что испытуемый сказал, что он просто уснул, однако через некоторое время он с удивлением отметил, что 8 часов назад он действительно спал, а на настоящем гипнотическом сеансе он понимал, что спит, т.е. путешествие во времени состоялось. При этом путешествие не было воспоминанием, а было реальным событием «прошедшего настоящего». Два других испытуемых, огорчились тем, что время возврата назад не совпало с реальными событиями прошлого, случившегося, по их мнению, 8 часов назад. Однако когда они стали вспоминать (уточнять), что происходило с ними 8 часов назад, они с удивлением отметили, что путешествие в трансовом состоянии оказалось более точным по времени, чем их реальное представление.

Таким образом, на основании данной части работы можно заключить, что наше прошлое может храниться не только в виде вербального и эмоционального воспоминания, но и в виде реального хронологического действия с вовлечением в это действие всех аспектов восприятия «вернувшегося» в прошлое индивидуума, в том числе и проприоцептивных ощущений.

Данный вывод нашел свое подтверждение, когда испытуемыми отрабатывались навыки возвращения в прошлую конфликтную травматическую ситуацию с целью ее отставленной проработки, но уже с новым имеющимся у них опытом настоящего времени. Правда, здесь наблюдался целый веер разноплановых реакций. Самая яркая эмоциональная реакция переживания наблюдалась у женщины 48 лет, когда она «присутствовала» (возрастная регрессия до 8 лет) в момент ссоры родителей с рукоприкладством. Вовлеченность в событие прошлого была настолько выражена, что даже после выхода из гипнотического транса она долго находилась под впечатлением данного воспоминания. Другой реакцией было нежелание испытуемого входить в травматическую ситуацию прошлого в состоянии гипнотического транса, несмотря на то, что в обычном бодрствующем состоянии он выразил искреннее желание проработать данную травму и при помощи маятника или кинестетической реакции точно определил время травмы. Встречалась так же реакция пассивного саботажа проработки «травмы прошлого». Она заключалась в том, что все было как бы в тумане. Такая же реакция избегания травматической ситуации встречается и в бодрствующем состоянии, когда мы как бы не замечаем травмирующего обстоятельства. Встречались и некоторые другие нюансы реакций, но все эти реакции происходили в трансовом гипнотическом состоянии, то есть у испытуемого во время гипноза была «свобода выбора». Иными словами, даже в состоянии гипнотического транса действия испытуемого не носили вынужденного характера.

Таким образом, на основании данной части работы можно заключить, что и в гипнотическом трансовом состоянии свобода выбора и свобода воли у индивидуума существуют, так же как они существуют в бодрствующем состоянии. Однако и в бодрствующем состоянии и состоянии гипнотического транса существование этих качеств отнюдь не означает их использование конкретным индивидуумом.

Выяснив на предыдущих наведениях трансового состояния, что вовлеченность в событие прошлого может быть достаточно ярко выражена, мы попробовали отработать у испытуемых навык «раздвоения личности». Испытуемый обучался быть одномоментно и действующим в событии лицом и наблюдателем этого события со стороны. При этом он мог общаться с психотерапевтом, свободно вербализируя свои ощущения и протекающие в гипнотическом трансовом состоянии события. Именно хорошее освоение последнего навыка и послужило критерием отбора испытуемых для возрастной регрессии в первые мгновения жизни.

Перед наведением трансового состояния мы давали испытуемым следующую инструкцию: «Итак, ваша задача заключается в том, чтобы вы самостоятельно вошли в состояние аутогипноза. Когда вы войдете в это состояние, вы должны дать знать об этом при помощи фразы — я готов. Затем мы с вами вместе войдем в ваше прошлое и переживем вновь некоторые радостные события вашей жизни, которые вы сами выберете. Когда мы насладимся моментом и еще больше расслабимся и полностью войдем на территорию волшебных сказок, где сбываются все желания, мы с вами вновь переживем момент вашего рождения». После данной инструкции испытуемый ложился на удобный гимнастический коврик и начинал самостоятельно входить в трансовое гипнотическое состояние (иногда коврик заменялся удобным креслом с подлокотниками). Условно достаточной степенью вхождения в трансовое состояние считалось плотное слипание век и отсутствие восприятия посторонних шумов. Однако голос психотерапевта и расслабляющая трансовая музыка были четко слышны. Наблюдая за внешними признаками вовлечения испытуемым самого себя в трансовое гипнотическое состояние, на определенном этапе этого вовлечения давалась инструкция: «Вы можете говорить, совершенно свободно находясь в гипнотическом трансе»... «Чем свободнее вы говорите, тем сильнее и качественнее становится гипнотический транс». Далее испытуемому давалась инструкция стать добрым волшебником (мужчине) или доброй и могущественной феей (соответственно женщине). Далее шел опрос испытуемого по поводу его нарядов и атрибутики волшебника. Затем на счет 3 или 5, или 10 (зависело от успешности наведения гипнотического транса) просили испытуемого взмахнуть волшебной палочкой и перенестись в самое радостное событие его трехлетнего возраста. Подробно расспрашивалось о событии и давалось некоторое время насладиться им. Затем испытуемый наблюдал это событие, как бы со стороны, т.е. он одномоментно был и в событии и вне него.

После данной процедуры испытуемому сообщалось, что он сейчас совершит очень важное путешествие в свое прошлое, в момент своего рождения и сможет подробно рассказать о том, что происходит вокруг и какие ощущения он сам испытывает. Начало путешествия здесь также привязывалось к определенному счету. Сначала испытуемый отправлялся в третий день после своего рождения, затем в первый день. Затем испытуемому говорили, что ему всего-навсего 2 часа от роду, затем, что он только что родился, и лишь затем отправляли его по времени именно в процесс рождения. После этого диктофонную запись сравнивали с дневником самонаблюдения и пробовали совместно с испытуемым выявить значимость импринта появления на свет, обсуждая также его автобиографическую историю и интересные жизненные коллизии.

Здесь мы представим только 3 случая, свидетельствующие на наш взгляд о большой значимости первой вербальной и сенсорной информации, получаемой ребенком в момент родов. Первый случай это мужчина 26 лет, профессиональный спортсмен. Женщина 42 года, экономист с тремя высшими образованиями — второй случай. Третий случай это женщина 26 лет, высшее техническое образование.

В первом случае после всех предварительных процедур мужчина сказал, что он слышит слово «поднатужься» и «тужься, тужься». Затем он услышал: «Ой, какой маленький, не жилец». Он родился семимесячным. Затем услышал звук снимаемых перчаток, звук металлических ножниц о другой металл и мужской голос: «Слава Богу, все хорошо кончилось». Из ощущений испытуемый ничего не вспомнил, даже боли от разрезания пупочного канатика. Единственное, что он ощутил в момент родов — это очень сильное сдавливание груди и то, что он некоторое время не может вдохнуть. За тем он почувствовал, что его обтирают, какой-то материей. Видел яркий свет, видел маму. По словам испытуемого она была очень уставшей. Он также видел, что ее сразу куда-то увезли.

Во втором случае после всех предварительных процедур, испытуемая практически прошла через те же самые ощущения сдавливания и задержки дыхания. Обтирание «полотенцем» (испытуемая была уверена, что ее обтирают полотенцем) испытуемой очень не понравилось, так как оно по ее словам было достаточно грубым. Что слышала и видела эта испытуемая в момент своих родов. Она увидела несколько человек. Акушерка держала ее на руках и, показывая остальным, говорила: «Смотрите, какая сморщенная, прямо маленькая обезьянка. Кто такую замуж возьмет. Что она сможет в своей жизни». Вслед за этим все присутствующие в комнате рассмеялись. Причем, это все говорилось не на русском языке.

В третьем случае, как только девочка родилась, ее сразу показали маме со словами, «какая у вас славная дочечка появилась, полюбуйтесь». Испытуемая чувствовала, что ее одной рукой акушерка поддерживает под ягодицы, другой рукой поддерживает под голову, а мама прямо перед ней в лежачем положении. Затем почувствовала, как ее вытирают грубоватой пеленкой и, как она морщится от этого неприятного ощущения. Следующий момент испытуемая заявила, что не понимает, чего от нее хотят, а потом догадалась, что пересчитывают ее пальчики и щупают родничок. Затем положили на пеленку и заворачивают. Здесь она увидела и почувствовала бирочки на руках. Через два часа она увидела много запеленатых детей лежащих в рядочек в светлой просторной комнате.

Возвращаясь к значимости вербальной информации, полученной новорожденным в первые мгновения жизни, проведем некоторые параллели предполагаемого импринтинга и его развертывания.

Автобиографическая справка первого случая. В шесть лет был отдан родителями в спортивную секцию вольной борьбы. С седьмого класса был отдан в спортивную школу-интернат. В 15 лет стал бронзовым призером чемпионата Европы по вольной борьбе среди старших юношей. В 16 лет занял пятое место на чемпионате мира среди юниоров. Окончил Государственную Академию физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. В 2002 году стал магистром наук по физической культуре. Но все это давалось испытуемому неимоверным усилием воли. И в 24 года он перестал участвовать в соревнованиях. Все то время, что он занимался спортом, у него было ощущение, что его все это очень напрягает. Затем он переехал из Украины в Россию и в течение 5 лет старался сделать Российское гражданство. Абсолютно не понятно, по каким причинам шли постоянные проволочки, но он все время «тужился» это сделать. Он с неуемной энергией, «поднатуживаясь» организовывал различные производственные и коммерческие структуры. Вспомним слова, услышанные им в первые мгновения появления на свет: «Какой маленький, не жилец...». И действительно, он и в спортивных состязаниях рано перестал участвовать и структуры, которые он создавал, все сами собой разваливались, не принося ни боли, ни радости. Вспомним последние слова, которые он услышал: «Слава Богу, все хорошо закончилось».

После того, как данный испытуемый понял, что слова «поднатужься» и «тужься, тужься» относятся не к нему, он сразу испытал громадное облегчение. С лица ушла маска постоянной озабоченности, гражданство оформилось как бы само собой без особых усилий. Мало того он получил квартиру и хорошую спортивную должность и с большим удовольствием занимается преподавательской работой. Сейчас это счастливый и процветают человек. А скольким из нас предстоит еще «тужиться»? Думается, и слова из Библии «и в поте лица будешь добывать хлеб свой» берут свое начало из импринта первых мгновений жизни ребенка (все то же «тужься, тужься»). А может быть, и неизбывная мечта о коммунистическом рае тоже имеет этот след?

Автобиографическая справка 2-го случая. С самого детства была очень старательной, как будто хотела показать всем, что она может все. Окончила первый институт, родила ребенка, окончила второй институт. Когда пришла на наши семинары, она уже оканчивала третий институт. Беспристрастный наблюдательный человек по поведению этой гордой, красивой и независимой женщины мог сразу заметить, что она постоянно доказывает себе и другим, что она может очень многое (вспомним — «Что она сможет в своей жизни?»). Теперь о том, «кто ее замуж возьмет такую маленькую обезьянку». Не смотря на то, что в данный момент это красивая яркая женщина, замуж она абсолютно не хочет. Во всем остальном она преуспевающий красивый человек.

Автобиографическая справка третьего случая. С самого раннего детства она ощущала себя красавицей и никаких комплексов по данному поводу не испытывала даже в переходный возрастной период. Она доверчива, влюбчива и очень интеллигентна. Она очень чутка во взаимоотношениях, умеет наслаждаться жизнью и абсолютно не переносит грубости и невнимательности. У нее очень хороший вкус. Слабость заключается в том, что близкие люди ее могут легко обмануть. После прохождения данного семинара, она выразила огромную благодарность за обучение и ответственно заявила, что назад к той бездумной и бесшабашной жизни дорога уже закрыта. Единственное, что хотелось бы в заключение отметить — это то, что слова «какая у вас славная дочечка появилась, полюбитесь» — самый прекрасный импринт, какой только можно пожелать новорожденному.

Выводы:
  1. Импринт первых мгновений жизни ребенка существует и играет очень важную роль в становлении собственной Картины Мира.
  2. Гипнотический транс является хорошим инструментом исследования пренатального периода развития человека.
  3. В гипнотическом трансовом состоянии человек может быть одномоментно и наблюдателем, и участником события.
  4. Гипнотическому трансовому состоянию можно обучить любого человека, не имеющего психопатологических отклонений личности.
  5. При помощи гипнотического транса можно задавать с точностью до часов и даже минут возрастную регрессию.
  6. В гипнотическом трансовом состоянии свобода выбора и свобода воли у индивидуума существуют, так же как они существуют в бодрствующем состоянии.
  7. В нашей памяти может храниться информация не только в виде вербального и эмоционального воспоминания, но и в виде реального хронологического действия с вовлечением в это действие всех аспектов восприятия «вернувшегося» в прошлое индивидуума, в том числе и проприоцептивных ощущений.