Актуальность исследований внушаемости, гипнабельности и гипноза для перинатальной психологии и медицины

Год публикации: 2006

Автор: Шамиль Ташаев

Опубликовано в:

«Репродуктивное здоровье общества» (сборник научных трудов членов Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины), Санкт-Петербург, 26 — 30 мая 2006.

НИИ Психотерапии и Клинической Психологи при НП «Институт Психотерапии и Трансперсональной Психологии»

Санкт-Петербург

Гипноз это одна из разновидностей трансовых состояний человека. Отличительной чертой гипноза является то, что в него можно войти из любых физиологических и психологических состояний. Например, в гипнотический транс можно перевести человека из состояния и бодрствования, и естественного сна, и аутогенного, медитативного, и холотропного погружения. Такие психологические состояния как стресс или депрессия также не являются препятствием для перехода человека в гипнотический транс.

Считается, что условием перехода человека в гипнотический транс является наличие у него «гипнабельности». Гипнабельностью, по-видимому, обладают практически все живые организмы, во всяком случае, по отношению к млекопитающим и птицам это доказано. Однако понятие гипнабельности настолько мифологизировано. что достаточно трудно отличить вымысел от реальности. Одним из самых распространенных вымыслов является то, что гипнабельность присутствует не у всех людей, что есть люди, для которых состояние гипнотического транса в принципе не достижимо. Практика эриксоновского гипноза, а также некоторых других техник в последнее время доказали полную несостоятельность такого мнения. В нашей практике, также пока не гипнабельных людей не встречалось.

Гипнабельность является одним из мало изученных физиологических свойств организма, хотя история использования ее в человеческой практике насчитывает тысячелетия. Умение самостоятельно или с помощью другого человека переходить из обычного бодрствующего состояния или из состояния естественного сна в гипнотический транс может быть использовано для разрешения конфликтных ситуаций или проблем с собственным здоровьем, для развития своих творческих способностей, укрепления памяти, повышения обучаемости и многого другого. Оно может применяться, в том числе, и в качестве инструмента научных исследований. В частности мы уже попробовали использовать гипнотический транс для вербализации ощущений и исследования последовательности событий в перинатальном периоде развития человека.

Отмечено, что люди с высокой гипнабельностью нередко талантливее окружающих. Однако для большинства людей высокая гипнабельность представляется не преимуществом, способствующим реализации своих возможностей, а крупным недостатком, изъяном воли, слабостью характера. Человек, владеющий техникой погружения в гипнотическое состояние, напротив, воспринимается зачастую наделенным безграничной властью над другими людьми. Чего стоит само выражение, часто используемое даже специалистами врачами и психологами: «поддается гипнозу»! На наш взгляд, более адекватным выражением в данном случае будет «обучается гипнозу». Устойчивость неверных представлений о гипнозе, скорее всего, связана с тем, что очень часто не только люди, далекие от медицинской профессии, но и специалисты-врачи и психологи путают два понятия — «гипнабельность» и «внушаемость».

Гипнабельность и внушаемость настолько тесно связанны между собою, что достаточно трудно проводить их раздельное изучение. По-видимому, следует дать четкие определения данным понятиям. Гипнабельность — это физиологическая функция организма, заключающаяся в переключении режима восприятия человека с сознательного уровня на один из режимов восприятия нашего бессознательного. В момент переключения, как правило, происходит диссоциация (разделение) одного режима восприятия от другого, как спонтанно, так и при помощи определенных психофизиологических приемов. Причины спонтанного переключения восприятия в трансовое гипнотическое состояние практически мало изучены. Для искусственного перевода испытуемого в гипнотическое состояние разработано достаточно много технических приемов.

Гипнабельность, по-видимому, можно тренировать. По нашим наблюдениям, наиболее успешно такой тренировке поддаются лица, легко осваивающие упражнения аутогенной тренировки по установлению контроля над своими вегетативными реакциями.

Если принять во внимание, что левое полушарие головного мозга человека является «логическим», а правое «интуитивным», то можно предположить, что гипнабельность можно тренировать также при условии одномоментного создания равнозначных доминантных очагов возбуждения, в обоих полушариях головного мозга. В частности, этого можно достичь, давая одновременно на правое и левое ухо разнородные по смыслу аудиальные стимулы. Этот же прием можно использовать и со зрительной стимуляцией. Можно, по-видимому, тренировать гипнабельность и за счет разнополярной активации представительств кожных и проприоцептивных мышечных анализаторов. Другим способом повышения гипнабельности является сознательное уменьшение восприятия внешних раздражителей, как это практикуется во всех оккультных системах тренировок. При этом на первый план выходят внутренние проприоцептивные и вегетативные ощущения. Все перечисленные выше способы переводят восприятие на режим одномоментной раздельной обработки «внешней» (логической) и «внутренней» (ресурсной) по отношению к «Я» информации.

Таким образом, гипнабельность, как и любая другая физиологическая функция человеческого организма поддается тренировке, и в этом смысле представить себе абсолютно не гипнабельных людей сложно.

Обобщая все сказанное выше, можно заключить, что гипнабельность определяет лабильность механизмов восприятия при переходе его с одного режима (внешнего по отношению к «Я») к внутреннему, ресурсному режиму, освобождающему огромное количество энергии, восприятию. Этим состояние гипноза отличается от естественного сна или состояния при аутотренинге, а возможно и других трансовых и сноподобных состояний. При высокой лабильности механизмов восприятия переход из состояния бодрствования или сна в гипнотическое состояние, как, впрочем, и наоборот, достаточно легок. В нашей практике мы переводили в гипнотическое состояние людей, находящихся как в аутогенном погружении, так и в состоянии естественного сна или в состоянии транса в результате холотропного дыхания. Естественно, из гипнотического состояния можно вывести испытуемого в любое из вышеперечисленных состояний.

Однако, в настоящее время механизмы гипнабельности почти не исследованы. При данном состоянии наших знаний о гипнозе, как таковом, не удивительно, что все объяснения успешности и не успешности гипнотизера сводятся только к технической стороне. Не исследована также и феноменология сверхглубоких трансовых состояний, при которых возможно появление архетипических образов коллективного бессознательного, галлюцинаций.

Со времен использования гипноза жрецами, различного рода магами и колдунами, все изучения феномена гипноза и гипнабельности были сосредоточены в основном на трех направлениях исследований:

  • разработка способов активации данного свойства, то есть способов введения в гипнотическое состояние;
  • классификация различных уровней гипнотического состояния (в основном по восприятию внешней реальности и частично внутренней);
  • определение возможностей воздействия на человека, находящегося в гипнотическом состоянии посредством внушения, как в плане нормализации физического здоровья, так и в психологическом аспекте.

В течение тысяч лет существования человеческой цивилизации багаж знаний о феномене гипноза и такого свойства живой материи, как гипнабельность, мало увеличился. На новом витке развития современной науки мы видим свою задачу в том, чтобы сосредоточить в содружестве с учеными различных направлений наши усилия на исследовании феномена гипноза как такового. Наиболее подходящим полигоном для данных исследований в настоящее время являются перинатальная психология и медицина. Исследования в этой области могут дать верифицируемые (опрос родителей и медперсонала), но априори не известные ребенку (забытые, не вербализуемые во взрослом состоянии) факты.

Пожалуй, одним из самых замечательных свойств гипнотического транса является то, что человек в этом состоянии может с высокой долей вероятности осуществлять возрастную регрессию и давать точные ответы, соответствующие времени смоделированного состояния вплоть до часов и минут. В последнее время при проведении сеансов ауто- или гетерогипнотических состояний нами все чаще наблюдались у испытуемых спонтанные образные представления, которые можно трактовать в качестве казуистических случаев проникновения в коллективное бессознательное. Очень заманчивой является перспектива использования гипнотического транса в качестве инструмента исследования не только перинатального периода развития человека, но и возможно некоторых исторических эпох. Значимость данных фактов не только для развития науки как таковой, но и цивилизации в целом трудно переоценить.

Внушаемость — это физиологическое свойство организма, используемое и поощрямое социумом, для адаптации индивида к социальным условиям существования. Внушаемость также является основой приобретения новых знаний и опыта. С точки зрения психотерапевтического воздействия, наиболее широко исследовал внушаемость французский психотерапевт Э. Куэ (1910). Наиболее эффективно внушение реализуется во время переходных периодов восприятия с одного режима на другой. В частности во время засыпания, или сразу же после сна, в так называемом просоночном периоде. В процессе естественного сна физиологическое состояние и биоэлектрическая активность головного мозга постоянно циклически несколько раз за ночь меняются. Если предположить, что в это время меняются и режимы восприятия, то вполне можно объяснить высокую эффективность метода обучения во время естественного сна. Этим же, по-видимому, объясняется и повышенная внушаемость во время гипнотерапевтических процедур, происходящих, как правило, на фоне плавающего уровня гипнотического транса. Имеются данные, свидетельствующие о том, что при глубоких стационарных состояниях гипнотического погружения, внушаемость несколько снижается.

Таким образом, как гипнабельность (способность к переключению режимов восприятия), так и внушаемость (способность к обучению и приобретению практических навыков) являются функциями организма, напрямую связанными с его творческими способностями, то есть талантом.

На основании наших исследований и анализа литературы мы предположили, что характер данной связи не является однозначным. Связь гипнабельности с талантом имеет, по-видимому, прямо пропорциональную зависимость, так как она предполагает лабильность перехода от одного режима восприятия к другому. Степень и качество творчества при этом нарастает. А внушаемость при достижении определенной «плотности» информационного потока, должна, по-видимому, иметь обратный эффект на способность обучаться и творить (информационное переутомление, часто встречаемое в современной реальности и служащее причиной дистресса).

Однако следует отметить, что внушаемость, как физиологическая функция организма, изучена пока не достаточно, несмотря на практическое использование «феномена 25-го кадра» и многих других феноменов, связанных с внушением и применяемых при нейролингвистическом программировании, в политических и рекламных технологиях, а также в «дианетике» Р. Хаббарда и в различного рода религиозных и оккультных сектах. Иными словами, наблюдается опасное сходство в путях развития психологической науки на современном этапе и путях развития ядерной физики в прошлом столетии. Прогресс в развитии ядерной физики создал в первую очередь атомную и водородную бомбу, поставив мир на грань реальной глобальной катастрофы (Карибский кризис и наличие постоянной угрозы попадания ядерного оружия в руки террористов и одиозных режимов). Прогресс в развитии психологической науки создает в первую очередь грязные технологии оболванивания, зомбирования и десоциализации личности, не менее опасных для существования человечества в целом.

Доля негативных тенденций в развитии современного мирового сообщества катастрофически возрастает. Сюда можно отнести терроризм и постоянные локальные войны, нарушение экологии и глобализация процессов управления человеческими ресурсами. В связи со сказанным увеличивается и актуальность более углубленного изучения психофизиологических возможностей человека для успешного возвращения его к нормальной социальной жизни и увеличения возможностей индивидуального развития и прогрессирования. Огромная армия беспризорников (особенно в России, в странах СНГ и в странах, так называемого, третьего мира), детей из приютов и детских домов и людей с модным в настоящее время диагнозом «посттравматическое стрессовое расстройство» оказалась практически выброшенной из жизни. Вполне естественно, что данное обстоятельство не могло не сказаться на гуманистических идеалах мирового сообщества о самоценности каждой человеческой жизни и стало возможным уничтожение многих тысяч и даже миллионов людей ради абстрактных идей демократии и нового мирового порядка. В настоящее время, как никогда ранее, требуется создание и развитие новых наук, способных объединить вокруг себя все имеющееся Знание о Человеке и человеческом обществе. Одной из таких наук бурно и плодотворно развивающейся на сегодняшний день является пре- и перинатальная психология и медицина, способная внести свой достойный вклад в намечающееся на данном историческом этапе развития человечества коренное изменение научной парадигмы. Потенциал ее исследовательских возможностей постоянно растет за счет новых технических достижений (развитие компьютерных и видеосъемочных технологий), медико-диагностических и психотерапевтических открытий. Сказанное очень хорошо отражено в замечательной коллективной монографии «Феномен насилия» 12 ведущих исследователей мира в области перинатальной психологии и медицины под научной редакцией проф. Г.И. Брехмана (2005).

Наш опыт в использовании гипноза в качестве инструмента исследований в области перинатальной психологии и медицины уже дал результаты. Подтверждено влияние процесса родов на дальнейшую судьбу родившегося человека. Кроме того, использование гетеро- и аутогипноза для осуществления возрастной регрессии с целью анализа и переосмысления негативного и положительного опыта с позиции настоящего момента, вывело нас к совершенно не затрагиваемому в научной литературе пласту. Отчеты испытуемых о течении трансового гипнотического процесса часто содержат сведения о феноменах спонтанного погружения испытуемого в реальность коллективного бессознательного, о возможности управляемого вза-имодействия и общения с Архетипами и другими Сущностями Реальности коллективного оессознательного. Кроме того, часто встречаются эпизоды «путешествия» в «параллельные миры», в прошлые исторические эпохи, в древние и не совсем древние города. При этом рапорт с ведущим группового погружения в гипнотический транс полностью сохраняется. Он сохраняется и с самим собой (предварительно мы тренируем у испытуемых умение быть одномоментно, как действующим лицом, так и наблюдателем со стороны), несмотря на то, что испытуемый в это время находится в гипнотическом трансовом состоянии. Соответственно сохраняется также и возможность критического анализа протекающего в гипнотическом трансе событийного материала.

Таким образом, можно заключить, что исследования в области гипнабельности и внушаемости являются на данный момент достаточно актуальными и многообещающими в области изучения как перинатальной медицины и психологии, так и медицины в целом.