Восприятие пациента, как основная мишень психотерапевтической работы
Год публикации: 2005
Автор: Шамиль Ташаев
Критика чисто лекарственного, симптоматического подхода к лечению психосоматических заболеваний[1] уже не вызывает возражений, и спрос на оказание психотерапевтической помощи населению постоянно растет как во всем цивилизованном мире, так и в особенности в России, На рынке предоставления психотерапевтических услуг населению в России, судя по рекламным сообщениям в средствах массовой информации населения, на одного сертифицированного психотерапевта приходится множество не сертифицированных. По-видимому, к таким, государственно не сертифицированным, можно отнести и специалистов модных течений в психотерапии, начиная с шестидесятых годов прошлого столетия. Одним из таких заметных и значимых течений является, например, холотропная терапия — составная часть трансперсональной психологии[2].
Несмотря на то, что накоплен огромный опыт более или менее успешного решения многих проблем пациента, в психотерапии наблюдается, на наш взгляд, опа сная тенденция повышения зависимости пациента от личности психотерапевта и проводимых им лечебных мероприятий . Иногда такие «мероприятия» тянутся годами, как например, процесс психоанализа. Стало даже модным иметь собственного психоаналитика или просто психолога-консультанта. Результатом в некоторых случаях является достижение диаметрально противоположного от формальной цели психоанализа результата: страдает в первую очередь рост и развитие личности человека и увеличивается его инфантилизм (придет психолог и все решит). Это происходит по причине неполноты и фрагментарности общей фундаментальной научной стратегии психотерапии как метода. То есть разработка общей методологии оказания психотерапевтической помощи населению в настоящий момент является одной из самых актуальных и практически значимых задач в медицине, в том числе и в перинатальной медицине и психологии, а также в социологии.
У каждого конкретного направления психотерапии имеется немалый набор психотерапевтических методов работы с пациентом, некоторые из которых, незаметно для самих психотерапевтов, превращены чуть ли не в «религиозные» догмы. На фоне существования нескольких десятков методик, принадлежащих к различным направлениям и школам, вполне естественно, что огромное затруднение у начинающего психотерапевта вызывает на первых порах именно выбор методики работы с пациентом. Следует отметить, что освоение всего имеющегося арсенала психотерапевтических методик никакому конкретному специалисту не под силу да, наверное, и не за чем. Однако без понимания, прочувствования общей методологии психотерапевтической науки и практики ни один психотерапевт не может состояться ни как специалист, ни как исследователь, а психотерапия как таковая всегда будет оставаться больше искусством, нежели специальностью.
В данной работе мы постулируем, что психотерапия в целом призвана способствовать формированию и развитию самостоятельной творческой личности и закладке черт характера, необходимых для успешной реализации себя и удовлетворения своих потребностей на всех уровнях существования нашего «Я» (физическом теле, материальном, социальном и духовном мирах). Общим связующим началом в данном случае является Восприятие. Оно поставляет материал для взаимодействия всех уровней нашего «Я» с:
• Сознанием (сознание — это форма существования материи как таковой[3], функциональная задача которой объединение всех форм существования материи посредством смысла)[4][5][6].
• Самосознанием (самосознание — это процесс самоидентификации путем выделения себя в качестве самостоятельной единицы из окружающей среды).
• Надсознанием (надсознание — это самосознание, объединившееся с индивидуальным и коллективным бессознательным). Данный «триумвират» обеспечивает смысловую (причинно-следственную) взаимосвязь и коммуникацию любого микро- и макрообразования в метавселенной, превращаясь таким образом в единое целое. То есть Надсознание является, по-видимому, основным результатом («целью») Эволюции. Причем, не только животного царства, включая Человека разумного, но и всех возможных вселенных в метавселенной, так как нет ни одного объекта или процесса во всех мыслимых и немыслимых Реальностях, на которое не могло бы воздействовать 3нание, «архитектором», хранилищем и преобразователем которого является Надсознание.
Психотерапия отличается от других видов лечения тем, что мишенью для нее служат, прежде всего, установки Восприятия человека и структура его личности. Именно поэтому процесс психотерапии можно считать успешным только тогда, когда, помимо устранения патологической симптоматики или конфликтной ситуации, в зависимости от того, с какой именно конкретной проблематикой пришел пациент, произошли еще и позитивные изменения в характере и структуре его личности. То есть после успешно проведенной терапии, повторение данной конкретной патологической ситуации в жизни объекта психотерапевтического воздействия в принципе невозможно или крайне затруднено, что практически немыслимо ни при какой другой форме терапии, включая фармакотерапию, физиотерапию и рефлексотерапию. Кроме того, ни одна из форм терапии, за исключением психотерапии, не может определенно ответить на вполне резонный вопрос пациента: «Почему именно Я заболел, когда десятки или даже сотни других людей, находившихся рядом в одинаковых со мною условиях, не заболели?!» Даже касаясь вопроса новообразований в организме конкретного человека, Карл и Стефани Саймонттон[7] приходят к выводу, что основная причина возникновения рака так же, как и любого другого заболевания, находится в установках Восприятия на конкретную ситуацию и личностных характеристиках пациента. В подавляющем большинстве случаев лечение проявлений (симптомов) заболевания без активного изменения установки Восприятия пациента в процессе выздоровления, практически не вызывает изменений в привычках и чертах характера больного и поэтому происходит не излечение от болезни, а лишь относительно краткосрочная ремиссия, и болезнь, как правило, всего возвращается на круги своя. С каждой новой неуспешной попыткой оздоровления пациент все в большей степени использует свою болезнь в качестве защитного, «самооправдательного инструмента для своего «Я» при адаптации в семье, социуме и оценке своих достижений и значимости. Иными словами, болезнь при отсутствии психотерапевтической составающей в процессе лечения переходит в очень трудно излечимую хроническую стадию по причине вовлечения ее в систему «адаптивных инструментов» больного.
Таким образом, одним из главных условий излечения от болезни при психосоматических заболеваниях является умение выявлять скрытые (подсознательные) установки Восприятия, направленные на поддержание болезни в качестве единственного выхода из создавшейся на данный момент жизненной ситуации. Это особенно выпукло выступает при бесплодии и невынашивания плода беременными женщинами. Как правило, давление скрытых психологических причин поддерживает болезни, обновляет Картину Мира пациента и расширяет границы его Восприятия, способствуя поиску оптимального пути выхода из ситуации. Иными словами, создаются новые установки, которые направлены на нормализацию физиологических функций организма и разрешения конфликта. Восприятие человека обучаемо[8], и умение управлять им является главным признаком (преимуществом) Человека Разумного на пути обретения успешности и высокого уровня качества жизни. То есть при помощи целенаправленных тренингов своего Восприятия решается одна из самых сложных и самых благородных задач человеческой жизни — успешная реализация личности во всех сферах ее жизнедеятельности.
Если Восприятию отвести главенствующую роль в процессе самореализации человека, то вполне естественно ожидать, что Восприятие, как функция целостного организма человека, должно управлять и быть управляемым всеми функциональными системами организма. Однако, несмотря на то, что фактов влияния установок Восприятия (как положительных, так и негативных) на работу всех жизненно важных функций и систем организма достаточно много, механизмы этого влияния практически не исследованы.
В общем случае восприятие окружающей реальности делится на восприятие объекта и восприятие фона, на котором воспринимается объект. При этом следует учитывать, что восприятие объекта всегда активно (избирательно), а восприятие фона пассивно. «Материал» активного восприятия отличается от такового пассивного тем, что в восприятии любого объекта всегда присутствует или создается вновь установка (заготовка) на объяснение данного объекта (его систематизацию). Иными словами, Активное Восприятие есть процесс картографирования и систематизации Реальности. Пассивное восприятие фона можно условно обозначить как «безобъяснительное», не обладающее Знанием. Материал безобъяснительного восприятия хранится в подсознании, там же, где хранится и материал активного восприятия с нежелательным объяснением, то есть материал, имеющий негативную эмоциональную окраску. Слово «хранится» не совсем точно отражает суть явления, так как это не просто хранение, а постоянно активное, действующее начало установок нашего восприятия и, следовательно, скрытых мотивов нашего поведения. Данное «действующее начало» является настройкой восприятия в каждую конкретную минуту нашего существования. Фон восприятия любого объекта, обуславливающий положительный эмоциональный настрой, способствует возникновению оптимистических установок, помогая приобретать жизнеутверждающее Знание (мудрость, духовность). При этом легче справиться с негативным содержанием подсознания, «объяснение» которого вносит диссонанс в работу нашего организма (разрушает один из основополагающих смыслов нашего существования — накопление Знания и воспроизводство себя как познающего объекта).
Одним из существенных моментов, помогающих безобъяснительному материалу восприятия на протяжении многих лет оставаться «действующим началом», по всей видимости, является образование прочных таламокортикальных и кортикоталамических замкнутых связей с сенсомоторной зоной коры. Данные связи формируют в скелетной мускулатуре (особенно в мимических мышцах и мышцах, ответственных за сохранение нашей осанки) устойчивый рисунок наличного тонуса и так называемые мышечные зажимы. Наряду с воздействием на скелетную мускулатуру, материал безобъяснительного восприятия через вегетативную нервную систему и эмоциональные структуры воздействует на миокард, гладкомышечные стенки кровеносных сосудов и внутренних органов, а также на эндокринную систему и иммунитет нашего организма.
Таким образом, одной из основных задач тренировки восприятия является обучение переводу безобъяснительного материала в объектный материал и тем самым интеграция его в целостную Картину Мира. При превращении фонового материала в объектный происходит освобождение (катарсис) данного материала от «эмоциональной оболочки» за счет чего Восприятие расширяет (уточняет карту Реальности) Знание исходной Картины Мира. Следует отметить, что Знание, носителем которого является человек — это не пассивное Знание, а Творящее, интегрирующее «сырой материал» Реальности в человеческую Реальность. При этом и сама Реальность и человечество в целом, как Составная часть реальности, проходят жесткий естественный отбор. Отсюда вытекает, что главной стратегией психотерапии в целом является оказание помощи пациенту в овладении способами настройки своего восприятия таким образом, чтобы он без посторонней помощи мог найти оптимальное решение любой задачи, возникающей по ходу удовлетворения собственных потребностей и реализации себя на всех уровнях существования. Для тактического претворения в жизнь данной стратегии, требуется, повидимому, ответить на ряд вопросов:
- Какие внешние и/или внутренние факторы побуждают человека работать со своим восприятием?
- Что способствует, а что является препятствием для данной работы?
- Какие средства наиболее кратким, экономичным и оптимальным путем ведут человека к овладению навыками управления своим Восприятием?
Ответ на первый вопрос самоочевиден — неудовлетворенность состоянием собственной реализации (именно самореализации). Неудовлетворенность собственной реализацией не зависит по отдельности ни от одного из четырех уровней существования нашего «Я». Она не зависит от физического состояния нашего организма. История науки знает несколько примеров, когда слепоглухонемые от рождения, или полностью прикованные к инвалидной коляске реализовывали себя в науке, защищая кандидатские и докторские диссертации и даже становясь нобелевскими лауреатами. Неудовлетворенность собственной реализацией не зависит от материального обеспечения человека. Можно представить бомжа, который доволен своим существованием, и, наоборот, встретить миллионера, который недоволен своим существованием. Самореализация не зависит от социального статуса («Не хочу быть царицей, а хочу быть владычицей морскою» — А.С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»). Она не зависит и от уровня духовного развития. Теоретически можно представить ситуацию, когда высоко духовный человек становится относительно бессильным в ситуации, полностью противоречащей этическим и моральным нормам (А. Сахаров, А. Солженицын, Д. Лихачев и другие, высоко духовные граждане нашей Родины в определенные моменты ее исторического развития). То есть внутренним стимулом для работы над собственным восприятием является неудовлетворенность самореализацией. Внешним стимулом является наличие информации о возможностях и способах работы над собственным восприятием, а также идеальном выходе этой работы — удовлетворение своих потребностей во всех четырех сферах нашего существования. Соответственно первая тактическая задача, которую приходится решать психотерапевту, это грамотное снабжение информацией пациента о структуре Реальности и о месте Человека во Вселенной и Метавселенной. Далее важно в увлекательной форме рассказать о строении и функциональных системах биологического робота (машинной сути человеческого организма), его возможностях, слабых и сильных сторонах и главное о возможностях Человека-Не-Машины, вышедшего за пределы робота. Очень важно упомянуть о влиянии длительного стресса, приводящего к депрессивному состоянию и к снижению активности иммунной системы организма, о целительном потенциале позитивного отношения к миру и своим возможностям. То есть важно, не только заинтересовать пациента открывающимися перед ним возможностями на пути овладения корректировкой своего восприятия, но и показать реальные пути данной корректировки, чтобы побудить его к совместной с психотерапевтом работе.
По сравнению с ответами на первый вопрос, ответы на второй не так однозначны и определены. Например, неблагоприятные взаимоотношения в семье и в трудовом коллективе с одной стороны, способствуют возникновению желания разобраться в себе (овладеть своим восприятием), с другой — резко тормозят практическое овладение навыками коррекции своего восприятия, благодаря естественному сопротивлению членов семьи и трудового коллектива какому-либо изменению установившихся ролевых взаимоотношений. В данном случае, наиболее оптимальным тактическим решением является создание альтернативного микросоциума в качестве основной базы для обучения навыкам коррекции своего восприятия. Естественно, основными чертами, отличающими данный микросоциум, должны быть искренняя доброжелательность во взаимоотношениях членов социума и отсутствие какого-либо диктата как со стороны психотерапевта, так и со стороны всех остальных членов микросоциума. Огромную помощь в поддержании таких взаимоотношений в группе оказывает параллельная ежедневная индивидуальная работа психотерапевта лично с каждым членом группы посредством общения через дневники самонаблюдения. Естественно, здесь очень много зависит от Профессионализма и личностных характеристик психотерапевта. Иными словами, групповые тренинги в сочетании с индивидуальной работой с каждым членом группы посредством ежедневного, равноправного общения через дневники самонаблюдения является наиболее оптимальной формой работы психотерапевта, ставящего своей задачей помощь пациенту, через обучение его способам коррекции своего восприятия.
Ответ на третий вопрос определяется очень просто — все, что способствует успешной реализации себя и удовлетворения своих потребностей на всех уровнях существования нашего «Я» (физическом теле, материальном, социальном и духовном мирах) и является тем оптимальным путем, который ведет его к овладению навыками управления своим восприятием. Это и антистрессорная разгрузка, куда входят игровая, эмоционально насыщенная физическая разминка, и упражнения аутогенной тренировки с акцентом на осознанное ощущение своего тела, в том Числе и биологических активных точек и энергетических меридианов. Немаловажным является и умение снимать болевую доминанту, а также создавать положительные доминанты успешности, доброжелательности, здоровья и многое другое, работа с чувством вины, холотропная терапия, возрастная регрессия и, наоборот, прогрессия и т.д. Подробное описание многих из перечисленных здесь практических методик дано в нашей работе[9]. Полное описание нашего метода с приведением фактического материала по результатам его реализации планируется дать в планируемой к выпуску в 2005 — 2006 гг. монографии Ш.С. Ташаева под предварительным названием «Надличностная психология».
ЛИТЕРАТУРА
1. Есаулова Ю.П. Психосоматические изменения у участников психотерапевтических сессий. Диcс. на соис. ст. магистра психологии. СПб, 2003.
2. Гроф С. За пределами мозга. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000, 497 с.
3. Ташаев Ш.С. Заметки к освоению опыта надличностных уровней переживаний, возникающих в виде базовых перинатальных матриц по классификации С. Грофа / Сборник научных работ по материалам III международной конференции «Перинатальная психология и медицина», Санкт-Петербург, 3 — 5 октября 2005 г. (в печати).
4. Ташаев Ш.С. Перинатальная психология и основы современного естествознания / Сборник научных работ по материалам III Международной конференции «Перинатальная психология и медицина», Санкт-Петербург, 2005 г. (в печати).
5. Deutsch D. The Fabric of Reality. (Дойч Д. Структура Реальности. Перевод с англ. яз. Н.А. Зубченко под общей редакцией академика РАН А. Садовничего, РХД — Москва-Ижевск, 2001).
6. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Изд-во «Речь», 2003, 290 с.
7. Саймонтон К., Cаймонтон С. Психотерапия рака. СПб.: Изд-во «ПИТЕР», 2001, 286 с.
8. Allport F.N. Theories of Perception and the Concept of Structure. N.Y.: Willey, 1955. Ch. 3, P.
9. Ташаев Ш.С. Техника обучения участников психотерапевтических групп yправлению установками Восприятия / Сборник научных работ по материалам III Международной конференции «Перинатальная медицина и психология», СПб., 2005 г. (в печати).
Опубликовано в:
«Медико-психологические аспекты современной пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии» (V Всероссийский конгресс по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии с международным участием «Через интеграцию наук — к сохранению репродуктивного здоровья семьи»).
Москва, 29 мая — 2 июня 2005 года
НИИ психотерапии и клинической психологии при НП «Институт психотерапии и трансперсональной психологии»
Россия, Санкт-Петербург