Пути разрешения глобального кризиса современности с позиции пре- и перинатальной медицины и психологии
Год публикации: 2006
Автор: Шамиль Ташаев
Одним из постоянных элементов истории развития человечества является Агрессия. Под агрессией мы понимаем какие-либо действия физического или психологического характера отдельно взятого человека, наносящие урон (моральный, материальный или физический) другому человеку или среде обитания. Агрессивностью обладают все институты человеческого общества в целом, начиная от международных структур, государства как такового, и заканчивая семьей.
Трудно вычленить какую-либо структуру общества, которая свободна от проявления агрессии по отношению к своим членам. В конечном итоге, носителем агрессии, исполнителем агрессии и жертвой агрессии является сам человек. Именно поэтому, определяющую роль в становлении человеческого общества с момента его возникновения играло и продолжает играть по настоящее время агрессия во всех своих многообразных проявлениях (эгоизм, похоть, алчность, зависть, экспансия, нетерпимость к «чужому», непохожему на свое, стремление к власти и т.п.).
Накопление агрессии, как таковой привело общество и нашу планету в целом к возможности полного уничтожения. В итоге на сегодняшний день все признают существование глобального кризиса. Это и неразрешимость политических, этнических и межрелигиозных разногласий, и ежедневные насилия и убийства на бытовой основе между коллегами, партнерами по бизнесу, соседями и даже в семье. Реальная угроза перерастания локальных термоядерных катастроф в глобальную, нарастающая с каждым годом экологическая катастрофа уже является неоспоримым фактом, но никто ничего существенного не делает, как будто бы кризиса и не существует.
Есть ли какие-либо силы могущие противостоять агрессии? От древнейших времен по настоящее время ответ был один: «отпор агрессору» или «отомстить врагу» (око за око, зуб за зуб), т.е. агрессия на агрессию. Этот путь привел почти к крайней точке существования человечества вообще. Однако человеческая цивилизация постоянно эволюционирует. Эволюционирует и наука. Настает время использования громадного потенциала науки, особенно области ее, занятой духовно-научным познанием Человека. Именно человек, как мы уже говорили, является носителем, жертвой и исполнителем агрессии. Среди наук, исследующих человека в качестве духовной и материальной структуры особо хочется выделить пре- и перинатальную психологию и медицину, трансперсональную психологию, а также направление научно-практических исследований в области медитативного аутотренинга.
Все перечисленные выше направления органично соединились друг с другом в практическом и исследовательском плане Научно-Исследовательского Института Психотерапии и Клинической Психологии созданного при Некоммерческом Партнерстве «Институт Психотерапии и Трансперсональной Психологии» г. Санкт-Петербург. Основой для гармоничного слияния перечисленных выше научно-практических направлений послужило наше представление о Материи, как об идеальной машине (перпетуум мобиле) и о Сознании, как об одной из форм существования самой Материи[1]. Естественно, если что-то существует, выявить существующее можно, получив от него какую-либо обратную связь. Получает обратную связь наше Восприятие. С другой стороны, деятельность Восприятия, хотя и является функцией стимуляции рецепторного аппарата человека обратными связями от объекта, отнюдь не ограничивается этим, так как она создает определенный образ внешнего объекта или внутреннего ощущения. Из сказанного становится очевидным, что для «проявления» Материи Восприятием требуется обучение Восприятия, т.е. создание определенного образа, которому соответствовала бы сложная меняющаяся картина стимула. Например, А. Ксендзюк[2], описывает уникальный случай отсутствия восприятия явного объективного факта целым малазийским племенем в течение 20 лет. Данное племя длительное время находилось в естественной изоляции от цивилизации. До того как их «открыли» антропологи над местообитанием племени регулярно дважды в день в течение двух последних десятилетий пролетал на небольшой высоте воздушный лайнер. Ни один из людей данного племени ни разу не видел его и не слышал сверх громкого звука его двигателей (?!). Другой пример относится к истории открытия Колумбом Америки[3]. Индейцы не видели корабля Колумба, подходящего к берегу. Они видели только, что с водой творится что-то неладное. Когда моряки «объяснили» им корабль, они смогли увидеть его в виде большой лодки. И, наконец, третий пример[4]: маленького мальчика повели в зоопарк показать слона. Дома у мальчика был игрушечный слоник. У клетки со слоном мальчик никак не мог увидеть слона. Он обшарил глазами весь пол клетки, но по его представлению слона (слоника) нигде не было. В конце концов, взрослым всё-таки удалось показать (объяснить) ему слона. Дома у мальчика спросили, что ему больше всего понравилось в зоопарке. он ответил, лисичка, потому что она маленькая и с ней можно играть. Из сказанного можно предположить, что любые материальные формы живой и неживой природы должны эволюционировать вместе с их Восприятием. Если существует иерархия материальных форм, то должна существовать и иерархия Восприятия.
Следующим моментом, способствующим органичному слиянию всех трех направлений науки в наших исследованиях, послужило представление о том, что человек является структурой идеально приспособленной для Восприятия как такового.
Рассмотрим шансы Сознания на роль одной из форм существования Материи. Тейяр де Шарден в своих работах проводил идею о том, что Сознание присутствует абсолютно во всех живых организмах и во всех корпускулах неживой природы, т.е. по Тейяру де Шардену Сознание является вездесущим. Соответственно мы можем допустить, что Сознание наряду с корпускулой и полем является формой существования Материи. Однако у любой формы существования Материи имеется своя определенная функция. Корпускулярная форма, например, несет в себе функцию движения (движение суть способ существования Материи). Функция любой полевой формы (гравитационной, электрической, магнитной, слабого взаимодействия, сильного взаимо-действия) есть объединение в единую систему соответствующих корпускул. Имеется ли определенная функция у Сознания в качестве одной из форм существования материи? Да. И это есть функция объединения всего сущего, в том числе, и полевой формы существования материи посредством смысла, т.е. причинно-следственных отношений.
Любая форма существования материи имеет свое строение и какую-то иерархию. Корпускулярная форма, например, субатомные частицы, атомы, молекулы и т.д.. Какую структуру и иерархию имеет Сознание, как форма существования материи? Структурной единицей Сознания является смысл[5]. Смысл как таковой является многоуровневым понятием. Он заключает в себе здравый смысл, скрытый смысл, объективный, научный, глобальный, божественный и т.д. Соо-тветственно этому существует и несколько различных восприятий (научное Восприятие, Восприятие гуманитария, технаря, адепта какой-либо религии или оккультного течения и т.д.). С другой стороны, являясь функцией стимуляции, Восприятие четко подразделяется на два вида в зависимости от характера стимула. Для первого Восприятия (порядковые номера восприятий условны) стимулы давно и хорошо известны. Это фотоны, механические колебания воздуха или других сред, гравитация, температура, давление и другое. При этом собирание из этих стимулов образа не само собой разумеющийся процесс, он требует определенного обучения, создания как бы ячейки сличения (см. приведенные выше примеры). Данные ячейки сличения закладываются, по-видимому, в человека культурой современного ему общества и существующей на данный момент в обществе научной парадигмой и находятся в области индивидуального бессознательного. Так как, культура и научная парадигма общества со временем меняют и уточняют свое содержание[6], то соответственно меняются и ячейки сличения, заложенные в человеке в качестве им-принтов. Человек ячейки сличения может осознать, скорректировать и переимпринтировать. Опыт психотерапии показывает, что мы можем существенно менять Картину Мира конкретного человека, меняя его ячейки сличения.
Второе Восприятие также является функцией стимуляции и соответственно требует обучения и создания ячеек сличения. Однако ячейки сличения второго Восприятия находятся в области коллективного бессознательного. Ни само второе Восприятие, ни тем более, характер стимуляции второго Восприятия никогда не входили в сферу интересов науки и соответственно не разрабатывались. В настоящий момент наш институт только-только нащупывает пути подхода к данному очень важному вопросу с точки зрения выживания человека и разрешения глобального кризиса сегодняшних дней. Зацепкой для исследования характера стимуляции второго восприятия являются так называемые феномены внетелесного опыта[7]. Они встречаются в околосмертных состояниях[8], медитативных состояниях, во время психоделической и холотропной терапии[9], а также в трансовых состояниях (гипнотическое, аутогенное погружение, возрастная регрессия и т. д.)[10]. Если у первого Восприятия ячейки сличения формирует общество, то у второго Восприятия ячейки сличения должно формировать некое гипотетическое «образование», стоящее над обществом и вероятно над самой Материей как таковой. Назовем ли мы это «образование» по примеру философов идеалистов Духом, или по примеру религиозных адептов Творцом практического и гносеологического значения для науки как таковой не имеет. Имеет значение только лишь то, что значат для нас эти ячейки сличения, как их выявить и как с ними можно работать. Упомянутое выше бездействие по отношению к глобальному кризису, связано, скорее всего, с отсутствием ячейки сличения для восприятия данного кризиса. Следует срочно ввести эту ячейку сличения в социальную Картину Мира человечества путем «объяснения» (как мальчику «объяснили» слона, а индейцам корабль) феномена кризиса. «Объяснение» глобального кризиса — дело средств массовой информации, религиозных, общественных организаций, а также специалистов-психотерапевтов.
Разработанный нами комплексный метод групповой психотерапии, где органично слились игровые методики развития коммуникабельности, медитативный аутотренинг, холотропная терапия, психосинтез, семейная арттерапия, ауто- и гетерогипнотические трансовые состояния, позволил смоделировать оптимальное взаимодействие членов психотерапевтических сессий в микросоциуме группы, где основными доблестями человека считаются труд без ожидания награды, априорная доброжелательность, ощущение собственной причастности к достижениям других, умение делиться достижениями, принимать и дарить «поглаживания», быть самодостаточными, ценить свободу и осознанно пользоваться собственной свободой воли и свободой выбора, находясь даже в трансовых состояниях, в том числе и гипнотическом. Самое главное, что все эти умения после окончания психотерапевтических сессий переносятся в конкретные микро- и макросоциумы. Многие сотни людей прошли через наши психотерапевтические тренинги, и у большей части из них практически исчезла потребность в проявлении агрессии. Мало того, проявление агрессии против них самих также стало маловероятным. Они действительно стали «по образу и подобию» Творца и сами сейчас творят комфортную реальность для себя и своих близких. По выражению С. Грофа[11] «...если достаточное количество людей осуществит глубокую внутреннюю трансформацию, мы могли бы достичь ступени и уровня эволюции сознания, когда мы станем достойными славного имени, которое дали своему виду, — homo sapiens».
Рассмотрим теперь, как конкретные науки, перечисленные выше, могут помочь в разрешении глобального кризиса. Итак, пре- и перинатальная психология и медицина — область исследования — состояние беременности, процесса родов и воспитания младенца от момента зачатия до годовалого возраста. В этих исследованиях были получены удивительные факты влияния настроения и физического состояния мамы во время беремености на формирование тех или иных черт характера будущего человека, в том числе, и агрессии[12]. Более подробно данные сведения отражены в коллективной монографии 12 ведущих исследователей разных стран в данной области, которая называется «Феномен насилия» под научной редакцией проф. Г. И. Брехмана и проф. П. Г. Федора-Фрайберга. Мы в своих исследованиях пошли несколько иным путем и получили еще более ошеломляющие факты влияния процесса родов чуть ли не на судьбу рождающегося человека. Мы исследовали влияние особенностей процесса протекания беременности и родов на последующую жизнь человека, обучая взрослого человека вхождению в трансов-ое состояние и в трансовом состоянии проживание им любого временного отрезка своей жизни — от зачатия до настоящего момента. Не исключена возможность и «путешествия» в будущее. Представьте, что впервые в мире может появиться возможность не предполагать (прогнозировать) последствия своих действий, а реально их наблюдать. Насколько безопаснее могла бы стать жизнь на земле. Описанным выше способом, впервые в мире мы открыли и исследовали у человека вербальную составляющую импринта появления на свет. Было показано, что импринт закладывается чаще всего речью акушера и сопровождающего роды персонала или родственников. После извлечения импринта из бессознательного, происходящее с пациентом, кроме как чудом не назовешь. Чтобы не быть голословным ограничусь одним, но очень впечатляющим примером[10]. К нам обратился спортсмен мирового уровня с психологической травмой, по причине которой он не мог продолжать заниматься спортом, хотя было ему всего 24 года. Все то время, что он занимался спортом, у него было ощущение, что его все это очень напрягает. Обычные слова акушерки во время принятия родов: «Тужься, тужься, еше поднатужься». Затем он переехал из Украины в Россию и в течение 5 лет старался сделать себе Российское гражданство. Абсолютно не понятно, по каким причинам шли постоянные проволочки, но он все время «тужился» это сделать. Он с неуемной энергией, «поднатуживаясь» организовывал различные производственные и коммерческие структуры. Приведу слова, услышанные им в первые мгновения появления на свет: «Какой маленький, не жилец...». И действительно, он и в спортивных состязаниях рано перестал участвовать и структуры, которые он создавал, все сами собой разваливались, не принося ни боли, ни радости. Вспомним последние слова, которые он услышал: «Слава Богу, все хорошо закончилось». После того, как данный испытуемый понял, что слова «поднатужься» и «тужься, тужься» относятся не к нему, он сразу испытал громадное облегчение. С лица ушла маска постоянной озабоченности, гражданство оформилось без особых усилий. Мало того он получил квартиру и хорошую спортивную должность и с большим удовольствием занимается преподавательской работой, являясь заведующим кафедрой физкультуры в одном из институтов С.-Петербурга. Сейчас это счастливый и процветающий человек. А скольким из нас предстоит еще «тужиться».
Исследование других случаев возрастной регрессии навело нас на мысль, что слова из Библии о том, что «в поте лица твоего будешь есть хлеб...» скорее продиктованы акушеркой, а не Богом (тужься; давай, давай; разлеглась здесь, а ну давай работай, нечего отдыхать и т.д.). А послушным стадом для руководителей демагогов мы становимся благодаря другой расхожей фразе в акушерской практике (во всяком случае в России): «Потерпи, потерпи, лапочка, и вс: будет хорошо». Возможно, не во все времена и не во всех странах произносились упомянутые выше фразы во время родовспоможения, но факт остается фактом, что данные слова оказываю-глубокое влияние на судьбу родившегося, ибо являются для него руководством к действию на всю жизнь до становления осознанной личности (импринт появления на свет). Многие неосознанные влечения, в том числе и агрессивные, имеют свои корни в пренатальной области. Есть и положительные примеры, когда человек с рождения добрый и талантливый. Вот некоторые фразы акушерки, способствующие положительному импринтингу новорожденного: «Молодец, отлично работаешь, помоги еще своему сокровищу... какая прелесть родилась, поздравляю вас с красавицей дочкой». На основе этих данных мы разработали комплекс формул цели для беременной мамы и для акушерок[13], хотя он требует дополнительной доработки и развития, при-чем, каждое слово требует тщательного анализа с точки зрения «не навреди».
Из приведенных примеров вербального сопровождения беременности и родов напрашивается вывод о том, что выработка новой культуры сопровождения беременности и процесса родов, может сделать то, чего человечество не могло добиться ранее никакими усилиями. А именно: сотворение нового человека разумного, способного разрешить любой кризис, в том числе и глобальный.
Что касается возможностей трансперсональной психологии в области разрешения глобального кризиса, я процитирую С. Грофа[10]:
«Существуют подходы (в трансперсональной психологии — Ш. Т.) с очень благоприятным соотношением количества профессиональных помощников и пациентов и такие, которыми можно заниматься в обстановке групп самопомощи. Систематическая работа в них может привести к духовному раскрытию, совершенствованию в направлении, которое в глобальном масштабе крайне необходима для выживания человеческого рода».
И, наконец, метод медитативного аутотренинга. Мы можем привести из собственной практики десятки примеров действенности метода при поиске выхода из сложнейших жизненных ситуаций, разблокировании конфликтов, в открытии и развитии у человека доброжелательности, любви и высокой духовности. Создание практических школ групповой психотерапии (школа при нашем институте называется «Навигатор в океане жизни») для работы с нуждающимися в помощи и поддержке людьми может значительно снизить угрозу глобального кризиса современности. Данные школы можно и нужно создавать и в исправительных учреждениях мест лишения свободы. Следовало бы подумать на тему замены унижения и пыток заключенных на изменение ячеек сличения их Восприятия. Возможно, тогда повторные правонарушения бывшими заключенными стали бы практически невозможны.
Заключить данную работу можно словами Тейяра де Шардена, приведенными в качестве эпиграфа кработе С. Грофа:
«Когда-нибудь, после того, когда мы подчиним себе ветер, волны и гравитацию, мы во имя Творца овладеем энергией любви, и тогда, во второй раз в истории мира, человечество откроет для себя огонь».
Литература
1. Ташаев Ш.С. Опыт надличностных уровней переживаний, возникающих в виде базовыхперинатальных матриц по классификации С. Грофа. В сб.: «Перинатальная психология и медицина». Изд-во ИПТП.
2. Ксендзюк А. Тайна Карлоса Кастанеды. Одесса, 1995.
4. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности. СПб: Знание. 1999.
5. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб: Изд-во Речь. 2003. 290 с.
6. Ташаев Ш.С. Перинатальная психология и основы современного естествознания. В сб.: «Перинатальная психология и медицина.» Изд-во ИПТП. 2004-2005.С.12-26.
7. Монро Р. Окончательное путешествие. Изд-во София. 2000. 288 с.
9. Grof S. LSD Psychotherapy, MAPS. 2001. 352 р.
10. Ташаев Ш.С. Влияние импринтинга в момент родов на последующую жизнь индивидуума. В сб.: «Репродуктивное здоровье общества.» Изд-во ИПТП. 2006.С.99-106.
13. Ташаев Ш.С. К вопросу о бесплодии и невынашивании плода. В сб.: Медико-психологические аспекты современной пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии. Москва. 2005. С.
Опубликовано в:
«Вестник Дома учёных Хайфы», том IX (2006 год)
НИИ Психотерапии и Клинической Психологи
Санкт-Петербург