Воздействие пре- и перинатальных импринтов на постнатальную жизнь человека
Год публикации: 2007
Автор: Шамиль Ташаев
Известно, что сюжеты картин или ощущений, являющиеся предположительно содержанием памяти еще не родившегося младенца, влияют на последующую жизнь индивидуума и его взаимоотношения с родителями и с социумом. Они могут формировать пренатальные импринты, импринт появления на свет, бондинг и Картину Мира индивидуума.
Дородовые импринты исследуются в послеродовой период, когда сформирована речь. Доступ к пре- и перинатальной памяти осуществляется за счет расспросов в раннем детском возрасте[1], методами психоанализа[2], холотропной[3] и психоделической[4][5] терапии, и наконец, гипнотического и медитативного транса[6][7].
Расспросы в раннем детском возрасте, психоанализ и холотропная терапия позволяют в основном фрагментарно заглядывать в сюжеты картин или ощущений дородовой памяти. Психоделическая терапия, благодаря возможности диалога с испытуемым в процессе проводимой терапии, открывает доступ к эмоционально насыщенным сюжетам и ощущениям бессознательного. Воспоминаниям бессознательного под действием психоделиков придают большой терапевтический смысл[8]. Однако недостатком психоделической терапии является то, что выявлением сюжетов памяти и ощущений психоделик управляет в большей степени, чем психотерапевт или сознание пациента.
Трансовые состояния индивидуума (медитативное и гипнотическое) также способны вызывать к жизни сюжеты индивидуального и коллективного бессознательного и в целом обладают бо́льшими по сравнению с предыдущими методами возможностями для исследования памяти человека. Память в данном случае открывается за счет нацеливания внимания индивидуума на тот или иной промежуток времени его жизни, включая пре- и перинатальный периоды. Кроме того, благодаря управляемости трансового состояния, появляется возможность для верификации полученных данных[9].
До настоящего момента планомерное последовательное исследование сюжетов памяти индивидуума пре, пери, постнатального периодов развития, связи их между собой и с содержанием бессознательного пласта психики не представлялось возможным по причине разобщенности методических приемов различных школ психотерапии и отсутствия общей методологии исследования. Тем не менее имеются впечатляющие достижения в области пренатальной психологии, и происходит быстрое накопление экспериментального материала, что требует строгого подхода к вопросам верификации и сравнимости получаемых данных в исследованиях разных авторов и в работе одного и того же автора.
Цель исследования:
• Выявить у человека наличие памяти последовательных «сюжетов» пре-, пери- и постнатальной природы, исследовать взаимосвязь данных сюжетов, их влияние на формирование личности индивидуума и его Картину Мира.
• Исследовать влияние сюжетов индивидуального и коллективного бессознательного на пре-, пери- и постнатальный период развития человека.
Материал и методы исследования:
Исследования проведены на 8 добровольцах (двое мужчин в возрасте 22 и 28 лет и шесть женщин в возрасте от 26 до 52 лет). Основной метод исследования — возрастная регрессия, методика проведения и обоснование которой подробно описано ранее[7][9]. Субъективное ощущение времени задавалось акцентированием внимания на каком-либо действии, привязанном к оси времени вне зависимости от того, существовал или еще не существовал на свете испытуемый, как например, наблюдение за первой встречей собственных родителей еще до собственного зачатия. Время задавалось также точкой возраста испытуемого от момента зачатия. Исследование для удобства обработки было разбито на три части.
В первую часть вошли данные по исследованию сюжетов памяти индивидуального бессознательного (под индивидуальным бессознательным мы подразумеваем психологическую составляющую генетической памяти клеток, постулируемую в настоящее время многими исследователями[10][11]), которое включало знакомство родителей, зачатие внутриутробный период и рождение.
Сюжеты сознательной памяти (постнатальный период развития), извлеченные из биографического опыта развития от первого года жизни до настоящего момента, составили содержание второй части исследования.
Изучение влияния «памяти» коллективного бессознательного и его связи со всеми периодами развития личности (пре-, пери- и постнатальный периоды) составило третью часть исследования.
В отличие от предыдущих исследований, в настоящем испытуемый сам давал оценку взаимосвязи каждого вспоминаемого сюжета с формированием собственного характера и способа восприятия мира. Испытуемый также сам оценивал, какое данный сюжет имел продолжение в его последующей жизни и пре-, пери- и постнатальном уровнях или как данный сюжет связан с сюжетами бессознательного. Оценка давалась во время нахождения испытуемого в трансовом состоянии и по выходу из состояния транса.
Результаты исследования приведены на примере изложения протоколов остальных шести наблюдений.
Результаты исследования:
Первая часть: знакомство родителей (I.I), зачатие (I.II), первая реакция родителей на известие о беременности (I.III), внутриутробный период (I.IV) и рождение (I.V).
I.I. Влияния на последующую жизнь испытуемого обстоятельств первой встречи родителей не выявлено. Однако при опросе родителей испытуемого вероятность совпадения деталей сюжета их первой встречи в воспоминаниях испытуемого с реальным сюжетом их знакомства оказалась очень высокой.
I.II. Воспоминание деталей сюжета собственного зачатия испытуемым.
Пример 1 — А.А., 31 год, не замужем, успешная деловая женщина. Честолюбивая и целеустремленная. Родилась при помощи экстренного кесарева сечения (условные обозначения: психотерапевт — 1; испытуемый — 2).
I.II.1. — Ты слышишь, видишь, обоняешь и находишься во времени непосредственно перед своим зачатием. Как это происходит? Стоит ли выпивка на столе или какие-либо закуски? Чем пахнет в комнате?
I.II.2. — Мамиными духами. Выпивка отсутствует.
I.II.1. Постель мягкая, хорошая?
I.II.2. Мягкая, да... папа начинает гладить маму... ласкать ее... Ты моя любимая... маме очень комфортно. Чувствуется, что обоим хорошо... и такое ощущение у меня от них мягкости, чувственности...
I.II.1.1 То есть тебя зачали в любви? Вот что я хотел спросить.
I.II.1.2 Да... да... Да...
I.II.1.1 Ты четко знаешь. Это до брака произошло или после регистрации брака?
I.II.1.2 После, через 7 месяцев.
I.II.1.1 На твоем характере это как-то сказалось?
I.II.1.2 Я чувствую, что Мир, в общем-то, добрый. Это мне во многих сложных ситуациях помогает...
Пример 2 — Б.Б., 52 года, замужняя женщина (брак неудачный), двое детей и трое внуков, в деловом отношении вполне успешна, обладает хорошими организаторскими способностями, честолюбивая и властная.
I.II.2.1. Ты слышишь, видишь и находишься во времени перед своим зачатием.
I.II.2.2. Похоже, что это под утро. Они на берегу реки, там много растительности и пологий спуск, они сидят, пап обнимает маму... очень ее целует, прямо вообще... Он очень влюблен в маму. Ему даже не верится...
I.II.2.1. Мама отвечает взаимностью? Или она просто позволяет?
I.II.2.2. Просто позволяет... Любви мама не ощущает. Она чувствует уважение к папе и думает, что о таком можно только мечтать. Мама в белом платье таком. И в порыве страсти там все и происходит... достаточно быстро.
I.II.2.1. Это до свадьбы, после свадьбы?
I.II.2.2. Похоже до свадьбы...
I.II.2.1. На твоем характере это как-то сказалось?
I.II.2.2. Я не формально, а от души относилась к своим увлечениям, без страха или каких-то угрызений совести. Единственное, что я ни с кем не могла этим делиться.
I.II.2.1. Какие-то события твоей жизни обусловлены именно этим?
I.II.2.2. Первый развод.
Некоторые фрагменты сожетов собственного зачатия остальных испытуемых.
Условное обозначение каждого под номерами 3,4,5,6,7,8.
I.II.2.3. В.В. — женщина замужняя (брак неудачный), 39 лет, два высших образования, имеет одного ребенка, организаторские способности развиты, но уверенности в себе не хватает, часто меняет место работы.
«До зачатия ни мама, ни папа внебрачной связи не имели. Папа сразу выбрал маму, а мама некоторое время сомневалась. Папе связь с мамой очень нравится, маме не очень. Папа ласкает маму, говорит приятные слова, а мама просто позволяет себя ласкать. Ей не очень комфортно. В настоящем испытуемой трудно найти надежного партнера жизни. Каждый раз ждет разочарование».
I.II.2.4. Г.Г. — женщина, дважды разведенная, двое детей от разных мужей, 38 лет, образование среднее специальное, начитана, работоспособна, целеустремленна, упряма, искренне верующая.
«Зачатие в браке. Хотя ребенок ожидаемый, зачатие застало маму врасплох. У матери некоторое отторжение образа мужа. Сказалась данная ситуация таким образом, что у испытуемой присутствует постоянная тяга к идеальному супругу и отсутствует способность к организации и налаживанию семейных отношений.»
I.II.2.5. Д.Д. — женщина незамужняя, 30 лет, образование высшее, успешная карьера, развиты организаторские способности, целеустремленна, оптимистична.
«Зачатие в браке, через пять месяцев после смерти папиного отца. Зачатие произошло в любви, без выпивки в хорошей комфортной обстановке. Обоим комфортно и хорошо. У испытуемой всегда присутствует оптимизм и уверенность в том, что мир для меня, и я могу абсолютно все!»
I.II.2.6. Е.Е. — женщина замужняя (гражданский брак), 26 лет, образование высшее, в момент опроса беременна
«Зачатие вне брака, на квартире у мамы. Папа пришел к ней в гости, на столе шампанское, и мама празднично одета. Маме все нравится, она хочет папу, а у папы, скорее всего, „спортивный“ интерес. Такая атмосфера зачатия сказалась на терпимости по отношению к формальному оформлению брака».
I.II.2.7. Ж.Ж. — мужчина неженатый, 22 лет, волевой, студент пятого курса технического института, несколько аутичен, отгорожен от остальных людей.
«Зачатие в браке, но неожиданное, незапланированное. По словам испытуемого, отец не готов иметь семью и тем более детей (возможно, эти воспоминания навеяны отношением матери к отцу). Сказалось это таким образом, что испытуемый не любит отца, хотя очень тепло относится к матери. Очень раним и чувствителен к несправедливости, хотя предпочитает в борьбу не ввязываться».
I.II.2.8. З.З. — мужчина женатый, 29 лет, имеет двух детей. У младшего ребенка резко выраженный аутизм. В работе успешен, к семье относится хорошо, хотя имеет
«Зачатие в браке, но незапланированное и нежелательное со стороны матери. Особого комфорта или романтики во время зачатия не было. Оба родителя очень ревнивы. Сказалось на отсутствии целеполагания, хотя от природы достаточно одарен и даже талантлив».
I.III. Сюжет о первой реакции родителей, когда они узнают о зачатии ребенка.
I.III.1.1. Самая первая реакция мамы, когда она вдруг поняла, что беременна...
I.III.1.2. Она была рада... хорошо...
I.III.1.1. Она подумала, что надо сказать папе?
I.III.1.2. Нет, стоп. Ногам почему-то очень некомфортно (начинает прокашливаться — это у данной испытуемой стандартная реакция сопротивления, когда она собирается обойти вопрос или с трудом пробивается к памяти о некомфортном состоянии).
I.III.1.1. Ты и видишь и слышишь...
I.III.1.2. Она у доктора, вот я изнутри смотрю, пока не понимаю. А... ей просто физически не очень хорошо, я поняла. Она плохо себя чувствует. Ей не очень хорошо... она и пришла, потому что не очень хорошо себя чувствует. Она, по-моему, не понимает еще, что беременная... ей стало плохо...
I.III.1.1. То есть подташнивать стало?
I.III.1.2. Нет, тошноты нету... просто слабость... она не понимает, в чем дело...
I.III.1.1. Доктор гинеколог?
I.III.1.2. Терапевт.
I.III.1.1. Содержание их беседы. Ты все слышишь.
I.III.1.2. Вам нужно обратиться к гинекологу. У вас будет выкидыш...
I.III.1.1. Когда ты слышишь эти слова, что ты чувствуешь?
I.III.1.2. Беспокойство. Опять горлу мне не комфортно (напоминаем, что у данной испытуемой это стандартная реакция сопротивления, когда она собирается обойти вопрос).
I.III.1.1. Как по-твоему, это первое неприятное известие вначале сказалось на дальнейшем твоем развитии в утробе?
I.III.1.2. Да. У меня рука начала дергаться, мимика меняться, гримасы отсюда...
I.III.2.1. Тебе три недели в утробе матери. Как ты себя там ощущаешь?
I.III.2.2. Я жду, жду и все время прислушиваюсь. Жду, что будет... Молчание такое, немножко тревожно...
I.III.2.1. Мама тревожится? Она уже знае, что беременна?
I.III.2.2. Похоже, что мама догадывается, но еще точно не знает.
I.III.2.1. Мама узнала, что беременна. Что она в этот момент чувствует и думает?
I.III.2.2. Я почему-то знаю, что маме будет тяжело принять решение...
I.III.2.1. Оставить тебя или нет? ...Что она переживает сейчас? ...Сколько тебе было недель в утробе, когда мама поняла точно, что беременна?
I.III.2.2. Пять... Я почему-то точно уверена, что она меня оставит.
I.III.2.1. А что думает мама? (эмоциональная реакция)... Ты спокойна...
I.III.2.2. Тревога без радости, конечно... Мысль «ну что теперь делать»... (в те времена такое зачатие было позором)...
I.III.2.1. Когда она сказала отцу, сколько тебе было уже недель?
I.III.2.2. Шесть недель, папа такой счастливый... Он ее на руки взял и покружил.
I.III.2.1. То есть папа радуется? А ты внутри, что ощущаешь там, в утробе?
I.III.2.2. У меня там такие слезы, наверное... радости.
I.III.2.1. Как это отразилось на твоей дальнейшей судьбе, на твоем характере?
I.III.2.2. Я часто увлекаюсь, влюбляюсь. Мне хочется нравиться мужчинам, а о последствиях я практически не думаю.
Сюжеты о первой реакции остальных родителей, когда они узнают о зачатии ребенка.
I.III.3. «Первая реакция у обоих родителей — радость. Сказывается это хорошим бондингом. У дочери до сих пор хорошие отношения с родителями».
I.III.4. «Первая реакция — волнение, беспокойство, страх. На приеме у гинеколога, не решается сесть в кресло на осмотр. В ответ на что врач срывается на ней и хамит. Папа, наоборот, очень рад. Испытуемая подвержена безотчетному страху перед белыми халатами врачей и слепо доверяет своим партнерам по интимной связи».
I.III.5. «Первая реакция — удивление, неожиданность. Ей немного не по себе. Когда мама сообщает папе, он соображает не сразу, но последующая реакция положительная. Сказывается это хорошими, доверительными отношениями в семье, чувством единения с нею».
I.III.6. «Первая реакция — радость. Однако за неделю перед этим, когда папа не пришел на свидание, чувство одиночество и брошенности. У испытуемой в этот момент ощущение угрозы для жизни. Ее выталкивает из утробы какая-то неведомая сила. Эта сила „выжимает“ ее вниз. Когда мама сообщает о своей беременности папе, его реакция: „Подожди, надо подумать. Это очень серьезно“. Испытуемая подверженна непредсказуемым приступам тоски и отчаяния».
I.III.7. «Первая реакция — радость и озабоченность мамы (думы о дальнейшей судьбе). Спокойное приятие папы, хотя он не готов еще быть отцом. Испытуемый всегда насторожен по отношению к окружающим, аутичен».
I.III.8. «Первая реакция мамы — конец спортивной карьере. Доигралась. Папа также не очень уверен, так как сильно ревнует маму. Бросающиеся в глаза черты характеры испытуемого — показное равнодушие к собственной судьбе и любому событию».
I.IV. Сюжеты внутриутробного периода развития и их последействие.
I.IV.1.1. А теперь ты снова слышишь, что у мамы может быть выкидыш... раз, два, три! Ты там.
I.IV.1.2. Странное ощущение... мама курит. Вообще, насколько я знаю, она не курящая... она курит. Какие-то переживания из-за отца... она его ждет (приступ кашля...) ...вечером с работы ждет... Я никогда ее не видела курящей...
I.IV.1.1. И как ты себя ощущаешь, когда мама курит?
I.IV.1.2. Не столько курение мне мешает, сколько ее ярко выраженное волнение. Она очень сильно волнуется... сейчас, постараюсь глубже туда попасть...
I.IV.1.1. Ты слышишь, видишь, чувствуешь. Ты там! Три! Ты там!
I.IV.1.2. Дома он не ночевал... Связи с ним нет, и дома он не ночевал.
I.IV.1.1. Твои ощущения в утробе, сколько тебе недель, месяцев?
I.IV.1.2. Четыре недели...
I.IV.1.1. Ты лицом к животику, к спинке располагаешься в данный момент?
I.IV.1.2. К спинке...
I.IV.1.1. Итак, с этими двумя событиями что-то связалось еще... Ты там!
I.IV.1.2. Девять недель мне... лето... пикник около озера... вижу, мама сидит, папа идет к озеру... вино пьют... мама вино пьет...
I.IV.1.1. И как ты себя чувствуешь, когда мама пьет вино?
I.IV.1.2. Мне очень нравится природа, но очень трудно объяснить физический дискомфорт, такое ощущение, как будто бы к голове прилепили корку хлеба и там, где желудок (я не знаю, есть ли у меня уже желудок), там некомфортно... бурление и тяжесть.
I.IV.1.1. А угроза, страх отсутствуют?
I.IV.1.2. Я не знаю, с этим ли связано мое ощущение ярко выраженного тепла в ногах... а под ними проход и меня как будто бы кто-то тянет за ноги в этот проход... Ух! Прямо... можно слететь, но чувства опасности нет.
I.IV.1.1. Эти три сюжета, связанные между собой каким-то одним смыслом (угроза для жизни), они на твоем характере сказались? Если сказались, то как именно?
I.IV.1.2. Не знаю, как сказать, но вот моя какая-то холодность, безэмоциональность... возможно, иногда следует быть помягче...
I.IV.1.1. Могло ли это стать причиной срочного кесарева сечения?
I.IV.1.2. Нет.
I.IV.1.1. Было ли ожидание у родителей конкретного пола ребенка, то есть тебя? И что получилось при выяснении пола на УЗИ, если таковое было?
I.IV.1.2. Да, УЗИ было. Мама девочку и хотела.
I.IV.1.1. А папа, его реакция?
I.IV.1.2. Я вижу, что у него даже лицо изменилось, недовольное, задумчивое... он хотел мальчика.
I.IV.1.1. Это сказалось на тебе, на твоем характере?
I.IV.1.2. Нет... я как-то вообще сама по себе.
I.IV.1.1. А твое отношение к папе, когда ты поняла, что он хотел мальчика? Раз... два... три! Ты четко знаешь и можешь проанализировать...
I.IV.1.2. Я как-то очень спокойна... а, нет, вру! Я нервничаю... мне неприятно... да... у меня даже лицо задергалось... неприятно. Я знаю, что я мужчина и женщина одновременно... я должна угодить и маме и папе...
I.IV.1.1. Как это реализовывалось тобою — угодить и маме и папе?
I.IV.1.2. Проявление мужских качеств с отцом — ум, логика... женских качеств с мамой — вкус... у меня внутри все это — половина мужчина, половина женщина.
I.IV.1.1. Так и осталось до сих пор?
I.IV.1.2. Да, я мужчина и женщина.
I.IV.1.1. Нет, это не так. Ты прекрасная женщина, красивая, чуткая, умная, притягательная. Я говорю, чтобы ты это всегда знала.
I.IV.1.2. Почему я не хотела рождаться? У меня ощущение, что я не сюда попала...
I.IV.1.1. Мы этого коснемся позже, а сейчас я хотел бы узнать, есть ли у тебя приятные внутриутробные воспоминания, сказались ли они на твоем характере и мировосприятии. Итак... раз... два... три! Ты там! Три! Сколько тебе месяцев (недель)?
I.IV.1.2. Семь месяцев... очень комфортное состояние у мамы. Она с цветами, и они гуляют с папой под ручку.
I.IV.1.1. Ты куда лицом расположена и о чем родители говорят?
I.IV.1.2. Лицом к животику. Они про отпуск говорят. Как будут проводить отпуск, после моего рождения... мне всегда очень хорошо, когда родителям комфортно.
I.IV.1.1. Тогда еще одна ситуация, когда им комфортно. Три! Ты опять попала в такую ситуацию. Три! Ты там!
I.IV.1.2. Мне девять месяцев... такое может быть, да?
I.IV.1.1. Да. А что за ситуация?
I.IV.1.2. Родители вдвоем на кухне ужинают на табуреточке.
I.IV.1.1. Как это сказалось в твоей жизни?
I.IV.1.2. Я всегда четко ощущаю искренность и меня привлекают теплые взаимоотношения.
I.IV.2.1. Как отразилось на тебе мамино безрадостное «ну что теперь делать», когда она узнала о своей беременности?
I.IV.2.2. Это проявляется часто. В трудных ситуациях перехватывает горло.
I.IV.2.1. Ты сейчас попадешь в один из приятных сожетов во время твоего нахождения в утробе. Раз... два... три... Ты там! Три! Рассказывай, что происходит. Три!
I.IV.2.2. Я ощущаю, что мама в поезде, много людей... кто-то лежит на полке, кто-то сидит. Я все это вижу из утробы... мне семь месяцев... светло и хорошо так... Мы едем домой в Ленинград. Мне кажется, что меня там очень ждут. Я лицом к животику.
I.IV.2.1. Это с чем-либо связалось в твоей жизни?
I.IV.2.2. Да, я всегда радовалась, когда встречала мужа из командировки.
I.IV.2.1. А ближе событие, допустим, тебе три недели. Итак, где ты?
I.IV.2.2. В каком-то общежитии, несколько женщин присутствует, и мама очень нарядная, она собирается на концерт. Она еще не знает, что беременна. Она очень счастливая и радостная... мне в животике передается эта радость.
I.IV.2.1. Теперь ты снова в радостном событии. Ты лицом куда обращена? Три!
I.IV.2.2. К животику, головкой вверх. Мне шесть месяцев. Мама лежит на диване, и у нее приятные мысли, что предстоит встреча с мужем, который приезжает с целины.
I.IV.2.1. Это хорошее событие могло послужить импринтом и определить характер твоих неосознаваемых реакций?
I.IV.2.2. Да, у меня моменты возвращения из командировки второго мужа вызывали и вызывают такие же приятные волнения, в ссоре мы или нет до этого.
I.IV.2.1. А теперь, вспомни ситуацию, когда ты лицом к спинке. Раз... два... три!
I.IV.2.2. Я развернулась в утробе лицом к спине, мне хочется согреться, света там гораздо меньше. Возникают предпосылки к засыпанию...
I.IV.2.1. А теперь вспомни какой-либо неприятный момент. Раз... два... три! Ты там! Три! Сколько тебе недель, месяцев, что ты ощущаешь? Рассказывай. Ты там! Три!
I.IV.2.2. Я почему-то попала туда, где мы жили в Питере.
I.IV.2.1. Сколько тебе месяцев?
I.IV.2.2. Я вижу себя одномоментно трехлетней девочкой и в утробе мамы. Когда я в утробе, в комнате, где мама спит, находится человек. Это бабушкина сестра родная. Она почему-то с трудом ходит, но она молодая относительно бабушки. Такая она полная, а я ее уже даже и не помню. От нее угроза какая-то... Мысли очень тревожные... все ждут рождения ребенка (это меня), и она ждет... и вот наряду с радостью у нее невольно возникают такие мысли, что кому-то счастье, а кому-то ничего... зависть какая-то.
I.IV.2.1. А как трехлетняя ситуация связана с этой?
I.IV.2.2. Похоже, какую-то болезнь мне передали, скорее всего это был герпес, который меня мучил почти с самого рождения.
I.IV.2.1. А теперь еще какая-либо неприятность. Сколько тебе месяцев? Ты там!
I.IV.2.2. Наверное, восемь недель. Я нахожусь в неприятной окружающей среде. Мама ест, что-то очень плохое... мне кажется, как будто меня грязью облили... кожа реагирует... микроожоги такие...
I.IV.2.1. Это не похоже на водку, на вино?
I.IV.2.2. Нет, это похоже на острую пищу, соленую.
I.IV.2.1. Теперь ты снова попадаешь в ситуацию во внутриутробной жизни, когда у тебя сформировался негатив. Раз... два... три! Ты куда лицом направлена?
I.IV.2.2. Я плечиком прислонилась к маминому животику, а лбом к ее боку нахожусь. Мама дома... вижу бабушку не очень ясно в сиреневом свете из темноты. У бабушки в руках огромный, огромный нож, очень страшный, она режет хлеб. Мне очень страшно смотреть на этот нож, так как происходит очень неприятная сцена. Говорят на повышенных тонах. «Я устала от вас, вы мне надоели, хоть бы кто-нибудь позаботился»... Не вижу, но чувствую бабушкину родную сестру. Бабушка ругается именно с ней. Но мне все-таки страшно. А мама держит двумя руками свой животик, а уйти некуда... мне месяца четыре. С тех пор я ношу в себе страх прямо под сердцем. Это не дает мне эмоционально раскрываться даже перед своими детьми, живу в основном чувством долга. Трудно принимаю чужое мнение и люблю постоянно спорить и получаю от этого удовольствие.
I.IV.2.1. Бывали ли случаи ссоры родителей, и как они на тебе сказались?
I.IV.2.2. Восемь месяцев... Папа взял стул и швырнул его к двери. У меня жуткий страх. У меня все сжалось... Я лицом к животику смотрю на папу и чувствую, что у меня нет никакой защиты. Даже мама не может меня защитить. Чувствую внутри холод и не знаю, куда мне деться, и мне хочется покинуть даже животик. У мамы сейчас сильное сердцебиение и на лице застыл ужас.
- Сюжеты внутриутробного периода развития и их последействие у остальных испытуемых.
I.IV.3. Ссора родителей. Мамины слова: «Ты опять ничего не сделал, ты ничего не можешь...» При вопросе это «ты опять ничего не можешь» сыграло в твоей жизни какую-либо роль? Испытуемая ответила: «Это мое восприятие себя...»
I.IV.4. Ссора родителей. Мама расспрашивает папу о его делах во время обеда. Отец ничего не отвечает, он читает газету и молча ест, и мама начинает громко двигать посуду. Сказалась ситуация тем, что испытуемая очень ранима по отношению к невнимательности близких.
I.IV.5. Мама ругается на папу: «Ты всегда на работе, ты вечно занят, как о чем-либо тебя прошу, у тебя всегда свои дела». У испытуемой страх. Повышенные тона, голоса давят на нее. Она становится в таком случае строгой и твердой.
I.IV.6. «Мне очень неприятно, что родители постоянно ругаются. Сказалось это двояко: с одной стороны, мне их очень жалко, с другой — я не могу любить их. И мне сложно доверять людям».
I.IV.7. Преодолеть сильное сопротивление испытуемого воспоминаниям негативных ситуаций во время его нахождения в утробе практически не удалось.
I.IV.8. Негативных ситуаций во время внутриутробного развития достаточно много. Это и усиленные занятия мамы спортом, и долгое нахождение в воде, и некачественная пища, и ссоры родителей. Сказалось все это, что внутренний контакт с родителями отсутствует, а о существовании родного биологического отца испытуемый даже не знает. Принимает за такового своего отчима.
I.V. Воспоминание родового периода у первых двух испытуемых.
I.V.1.1. Накануне перед первыми схватками воспоминание испытуемой о сильной ссоре матери и бабушки (мать отца), где идут оскорбления со стороны бабушки (стерва, забудь, что ты жена, ты ему никто, ты рабыня и т. д.). Ощущение в утробе беззащитности и нежелания рождаться. Мотив нежелания объясняет тем, что попала не туда. Она должна находиться не здесь, а в другом месте. Прилежание во время родов — ногами вперед. Вопрос, что ты в это время ощущаешь.
I.V.1.2. Петля на горле веревочная, меня душит и хочется высвободиться. Это не пупочный канатик, и страха нет. Я просто не туда попала.
I.V.1.1. А папа не может защитить маму от нападок бабушки? Что он говорит?
I.V.1.2. «А что я могу сделать?». В общем, папа без участия. Из-за этого маме некомфортно. На самом деле папа никого не защищает, ни маму, ни бабушку.
I.V.1.1. Это как-то сказалось на твоем будущем?
I.V.1.2. О да, на моих яичниках. Почему мне 31 год, а я не имею до сих пор детей, то есть это сказалось на продолжении рода.
I.V.1.1. Ты перед самыми родами, ты это чувствуешь? Первые схватки начались.
I.V.1.2. Мама боится. Она неуверенна. Мама плачет, ей больно. У меня ощущение, что я не сюда попала. Я ногами вниз. Рядом с мамой доктор, медсестра, еще кто-то...
I.V.1.1. О чем говорят, что ты слышишь?
I.V.1.2. Надо спасать ее (кого не пойму, то ли маму, то ли меня). У меня странное состояние, мне кажется, что мои ноги кто-то тянет вниз, но я никуда не иду.
I.V.1.1. Что дальше говорят? Это очень важно...
I.V.1.2. Маме с ребенком плохо, мы не уверены, что он сможет выжить. Надо срочно делать кесарево сечение. Я вижу, что режут надо мной. Ой! Ушам очень горячо стало! Ой-ее-ей! Ой! Ну вот, меня вынимают, уф! Уши горят, меня достают... Маме очень нехорошо. Дышать легче стало, уши прошли (вдыхает полной грудью). Перерезали пуповину. Моя энергия перестала уходить к маме. Кожа вся чешется, очень странно, и пространство очень изменилось. Слышу: «Беспокойство зря, она вполне здорова». Далее слышу: «Надо ее отнести, потому что она еще очень слабенькая». Меня очищают... закапывают в глазки. Правый глаз чувствует, как жжет основание, а в левый глазик промахнулись. Как укус комара в правой пятке (кровь берут), затем те же ощущения в левой пятке. Взвешивают — 3400 г. Вижу бирочки на руках. После пеленания мне узко, узко становится, хочется, чтоб широко было, но коже уже хорошо. Относят в палату, там много кроваток справа и слева... когда отнесли в палату, мне очень не хватало мамы, чувство отделенности.
I.V.1.1. Как весь момент родов и первый день после них сказались на твоей жизни?
I.V.1.2. Один день моей жизни. Мне было комфортно, когда меня пеленали, чуть-чуть чесалась кожа. То, что не хватало мамы, сказалось так, что с родителями мне потом не хотелось телесного контакта, мне он даже был неприятен, они (родители) тоже мне его не давали, только когда мама выпивала, ей хотелось со мной обниматься, а мне в тот момент хотелось от нее отстраняться. Я не чувствовала маминой любви. Мама для меня старалась, одевала меня красиво и старалась для меня всячески, а вот той самой любви я не чувствовала, красивая картинка есть, а внутренностей нет.
I.V.1.1. А кесарево сечение сказалось? Если да, то как?
I.V.1.2. Я еще раз говорю, что я не должна была родиться именно здесь. Но приходит и какой-то ответ словесный, не пойму, откуда — «Неспособность принимать ответственные решения самостоятельно».
I.V.2.1. Схватки только начались. Ты что ощущаешь?
I.V.2.2. У меня живот перехватило, грудь перехватило, прижало легонечко, примерно так, как когда мама наклоняется туфли свои застегнуть. Сразу похолодели ручки и ножки. Только она сейчас не туфли застегивает, а находится в смотровом кабинете. Я наблюдаю, и страха нет. Не понимаю, что происходит. Но понимаю, что меня хотят развернуть головкой вниз, а я пока нахожусь поперек живота.
I.V.2.1. А теперь родовые пути открываются. Что происходит?
I.V.2.2. Я знаю, что мама все делает правильно, думаю, что так надо, и мне надо помочь маме. Схватки начались в больнице. Она лежит в палате в дородовом отделении, мама меня возможно перенашивала.
I.V.2.1. Отошли воды. Что ты чувствуешь?
I.V.2.2. Меня облепила какая-то субстанция, и она довольно-таки скользкая. Там находиться уже не хочется. Впереди свет... а субстанция еще надавливает на кожу. Похоже, давят на мамин животик. Мама на столе. Слышу: «Мамочка, еще, еще помогите своему ребенку», и у меня такой азарт появляется... «помогите». Я с таким азартом, с такой энергией выхожу. Далее — потерпите, сейчас все закончится. Молодец, говорят,дыши́те... Там трое человек. Я ощущаю, как будто я прогнута в пояснице. Это надавили на живот мамы и прогнули меня в пояснице. Лучше бы не надавливали, я так бы лучше вышла. После вспышки обиды, что меня насильно выталкивают оттуда, началось освобождение от этого пространства. Я привыкла уже там, а сейчас выталкивают. Но обида быстро закончилась. Возникло желание родиться, и я пошла сама, помогаю маме... Голова моя чувствуют руки, пальчики берут меня под затылок, за плечики меня берут. Тело длинное, длинное, и я легко выскальзываю. Меня вытащили. Пуповина бело-синяя. Меня взяли под живот и под попу, держат головой вверх, грудь сдавили, и мне даже не закричать сразу. Меня подпихивают под попу, освобождают грудь, и я легонько, как квакаю.
I.V.2.1. Что говорят?
I.V.2.2. Ух, какая девчушка! Показывают маме, а она и не глядит. Мне хочется, чтобы она на меня посмотрела.
I.V.2.1. Перерезают тебе пуповину, что ты чувствуешь?
I.V.2.2. Страх смерти, особенно когда вижу ножницы. Они вызвали ужас, но оказалось все совсем безболезненно. Но чувство одиночества и холода. Плохо, что мама на меня не посмотрела. В жизни очень не хватает маминых глаз. По жизни мамина любовь проявлялась только после насилия. Она сначала накажет, а потом пожалеет. Я чувствовала связь с мамой очень редко.
Воспоминание родового периода у остальных испытуемых.
I.V.3. Начало схваток. Ощущение легкого покачивания, какого-то разворачивания. Страх отсутствует, легонько, то там, то там сдавливает и постепенно разворачивает в нужном направлении. Понимаю, что рождаюсь. Я вниз головой, первые схватки меня направляет, защищают. Это давление, чтобы понимать, куда нужно двигаться. Схватки направлены, а не беспорядочны. Они разумные. Самым ярким моментом, вызвавшим сильное эмоциональное потрясение, было отрезание пуповины. Охватило чувство одиночества, я оказалась лишена защищающего, привычного пространства, нас с мамой еще соединяет нить, но вот ее отрезают, и все, я одна. Страшно, одиноко, даже сейчас, слезы наворачиваются на глаза! Да, пожалуй, могу отметить разницу между ощущениями. За несколько минут до родов это ощущение тесного, но не сдавливающего пространства, темного, но не черного. И затем уже после рождения совсем другое чувство. В утробе мамы я была большой и сильной, ручки и ножки ощущались «переросшими» существующий мир, а появившись на свет, я стала маленькой в огромном белом кафельном доме. Да, именно так! Там я была большой, сильной и смелой, а оказалась маленькой, и чувства силы не было, скорее напряжение, и если не страх, то опасение. Возможно, это сказывается иногда на моей какой-то неуверенности в жизни в период принятия «судьбоносных» решений.
I.V.4. У мамы первые роды, поэтому первые схватки вызвали некоторую растерянность и даже панику. В родильном отделении кричит. Соответственно на нее тоже кричат, и соседки по палате и медперсонал, «перестань орать, ты не одна такая, чего орешь» и т. п. Когда на родильном столе, плод не активен. Испытуемой все равно, рождаться или нет, отпустила процесс, как говорится, на волю случая, применяют способ Кристеллера и по ощущениям испытуемой передавливают очень сильно ей позвоночный столб прямо посередине. Она это связывает с имеющимися практически с самого рождения болями в спине. Крики на маму сказались таким образом, что по жизни она не может противостоять хамскому отношению к себе.
I.V.5. Ощущение готовности к родам во время первых схваток. И у мамы, и у испытуемой одна и та же реакция: «кажется, началось». Чувствуются толчки, но страх или удушье отсутствуют. Отошли воды. Ощущение, что упирается головой и не хватает воздуха. Немного страшно от нехватки кислорода. Ощущение, что нужно идти вперед. Пренатальные ситуации на процесс родов не влияют. Испытуемая двигается и хочет избавиться от тесноты. Маме холодно. Слышит — «тужься, тужься, все в порядке, молодец, умничка, давай... совсем чуть-чуть, и вам станет хорошо». Испытуемая ощущает свет и двигается к свету все сильнее. «Какая красавица! Мамочка, смотрите, какая у вас красавица». Мама смотрит и улыбается. Ощущение новизны. Испытуемую кладут маме на животик, и ей сразу тепло, комфортно. Мама говорит: «Девочка моя любимая». Сказалось это очень хорошим контактом с мамой. Она все чувствует. От мамы забрали, стало холодно и некомфортно. Обрезание пупочка неприятно, хочется к маме. Процедуры взятия крови, закапывания в глазки особых долговременных чувств не вызывают.
I.V.6. Когда убирают от мамы и перерезают пупочный канатик, грустно, обидно, но в конце концов приходит смирение. Слова, когда показывали маме — «прекрасная девочка», дали подержать маме. Очень неприятный яркий свет. Сознание мамы в этот момент занято тревогой по поводу дальнейшей жизни. Родила без мужа. Сказалось, что ощущение имеется даже до настоящего момента, что мир меня не принимает.
I.V.7. Когда оказался на руках у акушерки, ощущал себя лежащим спиной на ее руках. Увидел маму, она была немного измучена, увидел мамину улыбку. На руках у акушерки ощущал спокойствие и безмятежность, промелькнула мысль: «Ну вот, снова надо жить...» Сюжеты первых минут и часов сразу после родо вспоминались легко, но на последующую жизнь испытуемого влияния не оказали. При ощущении первого кормления ощущал защищенность, также задумчивость и озабоченность мамы. Мама думает о том, где жить, прикидывает варианты: у ее родителей или у родителей отца. Также маму волновало мнение отца на этот счет.
I.V.8. Рождался легко, импринт появления на этот свет положительный: «Молодей! Умничка, все хорошо...» Верифицировано опросом и погружением в трансовое состояние мамы. Однако импринты пренатального периода у данного молодого человека оставляли желать лучшего, поэтому вычленить четко, как сказались сюжеты рождения на последующую жизнь испытуемого, сложно.
II. Сюжеты постнатального развития.
II.1.1. Как-либо сказалось на твоей судьбе или характере то, что тебя сразу оторвали от мамы в первый же день?
II.1.2. Не хотела кому бы то ни было давать свою ласку, потому что была отстранена от мамы.
II.1.1. А на твоих взаимоотношениях с мамой это отразилось? Опиши ситуацию.
II.1.2. Мне семь лет... Все как-то очень хаотично. Я не понимаю...
II.1.1. Становится яснее, и ты все видишь и понимаешь. Три! Ты там!
II.1.2. Я с мамой иду в школу. Иду за руку, но какая-то отстраненность. Не целует, не обнимает меня, просто за руку...
II.1.1. А как сказалось на твоей судьбе то, что тебя зачали в любви, и как это связалось с отрывом от мамы сразу после родов, и папа не очень воспринял тебя сразу?
II.1.2. Мое ощущение, что я рождена в любви, привело в магазин, где я играла с игрушками, а мне ведь правда был не нужен никто, игрушек было достаточно, а потом я перенесла то чувство любви в свои первые отношения, точнее, создала иллюзию, а на самом деле просто бежала из семьи, в которой тогда я любви не ощущала. Мне передалось еще упрямство моей бабушки.
II.1.1. Что из неприятных моментов, пережитых в утробе, сказалось в этой жизни?
II.1.2. Я играю с игрушками, но есть чувство одиночества. Мне 1 годик. Далее мне пять лет, мы на юге, я на пляже собираю окурки и у меня огромное чувство одиночества. То, что касается размера моих молочных желез (размера моей груди), я ощущаю, что это идет от того, что слышала во время приема у терапевта, что я могу быть выкидышем. И еще я сама в себе задавила женщину, когда ругались бабушка с мамой и мама с папой. Отец даже говорил, что у меня кадык как у мальчика.
II.2.1. Как-нибудь сюжеты твоей внутриутробной жизни отразились в твоей послеродовой жизни, и если отразились, то как?
II.2.2. Да. Мне сейчас три годика. Меня заперли в комнате, а сами ругаются и дерутся. Обстановка очень тяжелая. Я стучусь в дверь (плачет)...
II.2.1. Ты совершенно спокойна и отстранена, видишь все со стороны. Ты одновременно и действующее лицо, и наблюдатель. Три! Ты там!
II.2.2. Я пробую отстраниться... даже ребенка закрывают... атмосфера тяжелая. Я стучу в дверь двумя руками... длинный коридор... отец обижает маму, а передо мной закрытая дверь... даже голову мою сдавило...
II.2.1. Ты все видишь, рассказывай, что происходит. Ты можешь это видеть. Три! Ты там! Ты все видишь...
II.2.2. Пробую увидеть сверху... там рукопашная... мама тоже не отстает... летят тарелки... на руке у нее глубокая царапина, и драка прекращается.
II.2.1. Такие случаи еще имели место? Если да, то ты снова в подобной ситуации.
II.2.2. Снова вспоминаю родительский дом, мне 9 лет. Хожу одна по квартире, в которую наша семья недавно переехала. Вижу прежнюю обстановку, подхожу к родительской кровати, и именно это спальное ложе заставляет меня снова пережить страшные события. Я вижу ссору своих родителей. То, что говорит мама, мне не слышно, зато со стороны отца на маму сыплются оскорбления и угрозы. Начинается драка. Я с самого начала этой чены ощущаю очень сильный страх за маму. Меня трясет, слезы льются из моих глаз. Я знаю, что я сейчас начну кричать...
II.2.1. Как эти случаи могли отразиться на твоей судьбе?
II.2.2. Я все время притягивала к себе ситуации, чтобы и отец и мать поднимали на меня руку. И мне постоянно говорили, что когда я выйду замуж, меня и муж будет бить.
II.2.1. Еще что-нибудь...
II.2.2. Я вижу ситуацию, когда сама впервые решила выйти замуж за мальчика, с которым дружила, а мама мне не разрешила. Она сказала всего несколько слов и как бы заимпринтировала меня: «Не вздумай этого делать! У тебя будут больные дети».
II.2.1. Как все это отразилось на твоем характере?
II.2.2. Я попала в свои десять лет... Меня не принимают в пионеры за плохое поведение. Я чувствую, что я неуравновешенная, у меня очень много энергии, и мне нужно ее истратить. Я очень юркая... я пристаю ко всем, а потом спасаюсь бегством, но никогда никого не била. Просто хочется задеть человека, вывести его из себя.
II.2.1. Еще что-либо по поводу скрытых мотивов твоего поведения, берущих начало от тех ситуаций (ссоры родителей и твоего наказания ими).
II.2.2. Месть... Она преследовала меня всегда, я мстила всем... и первому мужу и второму. Если только вдруг меня смели обидеть чем-то, я должна была сделать то же самое в удесятеренном размере, чтобы показать, что чувствую я, и ты чтоб такое почувствовал... я все сделаю для этого...
Сюжеты постнатального периода развития остальных испытуемых.
II.3. Благоприятные сюжеты внутриутробного периода развития связались с яркими праздничными сюжетами в детском возрасте и искренней теплотой в отношениях с мамой. Приятные сюжеты в послеродовом периоде встречались достаточно часто и во взрослом состоянии. Они помогают жить и справляться с трудностями. Неблагоприятные сюжеты дородового периода связались с чувством неуверенности в себе, неприкаянности какой-то и отсутствием семейного счастья.
II.4. Благоприятные сюжеты внутриутробного периода развития связались с яркими сюжетами дружбы в детском возрасте с домашними животными, с тонкими ощущениями природы и склонностью к духовному совершенствованию. Неблагоприятные сюжеты сказались на очень большой ранимости и преувеличенными переживаниями невнимательности близких к ее персоне.
II.5. Благоприятные сюжеты внутриутробного периода развития сказались на оптимистическом восприятии жизни и уверенности, что она все может. Неблагоприятные сюжеты внутриутробного развития и момента собственного зачатия отразились на непереносимости громких звуков, особенно разговоров на повышенных тонах, неприятии бездушных пустых разговоров и каких-либо заседаний для формы. Страхом перед животными и боязнью темноты и одиночества.
II.6. Благоприятные сюжеты внутриутробного периода развития связались с желанием иметь собственную семью, где будет лад, любовь и уважение. Неблагоприятные сюжеты, которых было значительно больше, явились причиной частых депрессивных состояний (по выражению испытуемой, «с полным выпадением из реальности»). Неумением найти свое место в семье и семейных взаимоотношениях (после проведенной арт-терапии данная ситуация разрешилась).
II.7. Благоприятные сюжеты нашли свое продолжение в теплых взаимоотношениях с мамой и развитии волевых качеств, а неблагоприятные — в психологическом неприятии отца и некоторой аутичности собственного восприятия.
II.8. Благоприятные сюжеты сказались на огромной работоспособности испытуемого, а неблагоприятные — на склонности к употреблению алкоголя и наркотиков.
III. Влияние сюжетов коллективного бессознательного на пре-, пери- и постнатальный периоды развития испытуемого.
III.1.1. Что бы ты еще хотела выяснить из своего внутриутробного развития?
III.1.2. Почему я не хотела рождаться, почему у меня такое ощущение, что я не сюда попала?
III.1.1. Ты попала в ситуацию, которая служит ответом или намекает на него. Три!
III.1.2. Я вижу что-то, но не знаю, как описать... Смешно очень... какой-то купол надо мной прозрачный, оттуда идут какие-то шарики... образ крутящейся масленка и оттуда шарики... и белый свет. Такое ощущение, что я не должна была рождаться здесь. Я еще раз говорю, что я не сюда попала.
III.1.1. И снова ты в бессознательном... Что ты видишь? Что чувствуешь? Отпусти свою фантазию... Ты где?
III.1.2. Какая-то кирпичная стена, низкие своды, я в момент своих родов у другой мамы. У нее такие длинные рыжие волосы, она красивая. Мама рожает меня в замке, это Франция, ей больно... я иду нормально головкой вниз. Я это чувствую. Я мальчик. Слышу, говорят, что надо перерезать быстрей пуповину, а то она окочурится. Меня обмывают в жестяном тазу, обрезают пуповину, накрывают простыней и уносят.
III.1.1. Папе или маме показывают?
III.1.2. Мама в обмороке, а папы нет. Он где-то в походах...
III.1.1. Сколько лет ты прожил в том сюжете из коллективного бессознательного?
III.1.2. Пятнадцать лет, меня и маму расстреляли за неповиновение королю.
III.1.1. Что дальше, где ты теперь находишься?
III.1.2. Пространство, такое, как коробка с арками, я белая, полупрозрачная, уже не мальчик и не девочка. Я понимаю, что нужно дождаться своей очереди...
III.1.1. Ты дождалась своей очереди. Что происходит?
III.1.2. Подходит какая-то ярко светящаяся сущность, но ничего не говорит, но я понимаю, что я должна следовать за ней. Мы идем по прозрачному коридору и спускаемся вниз в какой-то грязевой сток, и я часть грязи.
III.1.1. Я помогаю тебе выйти из этой грязи. Генерируй в себе свет, я не хочу на этом прерывать наше путешествие.
III.1.2. У испытуемой сопротивление в виде кашля, но затем она визуализирует свет и опять попадает в нормальное пространство в виде отдельной сущности. Задает вопрос: «Что я должна понять из всего этого видения»? Здесь же получает ответ, что она такая же, как все, ничем от других не отличающаяся.
III.1.1. Задай вопрос: «Что происходит с сущностями, что это означает?»
III.1.2. Я должна быть такой же, как все. И пространство становится серым. Я стараюсь прорваться к свету, который за серостью. Там опять возникает масленка стеклянная, и у меня ощущение, что меня преобразовывают. Я не понимаю... Я не должна была рождаться.
III.1.1. Как это все сказывается на твоей нынешней жизни от зачатия до настоящего времени?
III.1.2. Выявление сюжетов коллективного бессознательного значительно снизило мое чувство обиды на всех и вся. Я стала добрее к себе и к окружающим, стала увереннее в себе. Количество страха стало поменьше, и самое главное — я уже чувствую, что могу принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях.
III.2.1. В процессе твоих родов сюжеты коллективного бессознательного всплывают? Если всплывают, то опиши их, пожалуйста. Раз... два... три! Ты там!
III.2.2. Да тут полно всего, но все просто мелькает... соборы, и небо, и где-то я не здесь, не в этом мире, и я еще внутри. Какие-то тяжелые здания на меня давят, и душно мне, но я вижу небо и тянусь к нему. Сейчас образ птицы, который меня зовет за собой. Я с этим образом выхожу в небо, уже расправляю плечи и освобождаюсь от этих каменных белых церквей. Тут только их макушки. Я выхожу из утробы, освободилась голова, у меня блаженное состояние, все залито белым светом. Птица растворилась в воздухе, и я полностью родилась.
III.2.1. По жизни это как-либо сказалось?
III.2.2. Я это связываю с неосознанным поиском духовного развития, с тем, что привело меня к вам. Я знаю, что эта птица даже в семьдесят лет привела бы меня на этот путь. Я знаю, что должна строить новые взаимоотношения, строить новую добрую, счастливую, духовную реальность. Мне теперь легко на работе и со своими близкими. Даже при возникновении каких-то сложностей я уверена в том, что я справлюсь и все будет хорошо. Занятия собой стали каждодневной частью моей реальности.
Влияние сюжетов коллективного бессознательного на пре-, пери- и постнатальный периоды развития остальных испытуемых.
III.3. Ощущает свою малость в этом большом мире. Ощущает круглую сферу над собой. Но сама не в центре сферы, а где-то сбоку. Идет фантазия сюжетов из бессознательного о процессе родов собственных мамы и папы. Проживает в это время горестные сюжеты, сцены голода беременной бабушки и ощущений мамы в это время в утробе бабушки. Рождение папы также сопряжено со стрессами, дедушка буянит в пьяном виде. Бабушка рожает папу в ветеринарной больнице. Об этом в семье никогда не говорили...
После прохождения такого опыта испытуемая утверждает, что у нее изменились в более теплую сторону отношения к маме и папе. Она стала к ним чутче и добрее. Изменилось общее мироощущение. В целом она ощущает себя сейчас в потоке жизни, стала мудрее и терпимее к окружающим. Уверенность в себе увеличилась.
III.4. Находясь в фантазиях бессознательных сюжетов, испытуемая утверждает, что ей не советовали рождаться на Земле. Говорили, что ей еще рано, не подошел срок, но она почему-то попала на Землю. Это и послужило поводом не предпринимать активных усилий во время родов. После проработки сюжетов коллективного бессознательного испытуемая значительно повысила собственную самооценку, повысилась тяга к повышению своей квалификации специалиста, стала спокойней и уверенней по жизни.
III.5. Испытуемая очень часто во время возрастной регрессии вдруг попадала в сюжеты коллективного бессознательного и затем возвращалась вновь в пре- и перинатальные сюжеты или сюжеты постнатальной жизни. Утверждает, что принимать ответственные решения стало значительно легче, что страх перед ответственностью практически исчез. Стала мудрее, перестала суетиться и ощущает, что может очень многое.
III.6. Испытуемая в одном из сюжетов бессознательного видела картину Ада, в виде глубокой пропасти. Стенки из горящей серы, внутри с какими-то летающими и жалобно и противно кричащими сущностями. Утверждает, что перестала бояться смерти, стала легче справляться с депрессивными состояниями. В целом стала уверенней в себе.
III.7. Картины бессознательного были связаны с сюжетом теплых взаимоотношений с отцом в «прошлой жизни». После дополнительного прохождения арт-терапии отношение к отцу изменилось в лучшую сторону.
III.8. Образы коллективного бессознательного были в основном достаточно хаотичны и бессистемны. Возможно, это связано с длительным употреблением наркотиков. На характер испытуемого влияние они все-таки оказали. Он стал взвешеннее и выдержаннее. Его сын в четыре года стал чуть-чуть разговоривать. Степень аутизма стала уменьшаться.
IV. Выдержки из дневников самонаблюдения и опроса испытуемых в бодрствующем состоянии.
IV.1. Объяснение испытуемой после выхода из трансового состояния: с самого начала я легко визуализировала все образы, сложнее давались звуки. Я заметила, вы задаете мне вопрос, а я часто не отвечаю на него напрямую, например, про хлеб сначала сказала, люблю, потом не люблю, про хлеб мне мама всегда говорила, когда вспоминала про мое детство. Говорила, что я в гостях ничего, кроме хлеба, не ела, я тогда вспомнила об этом, хотя салат был вкусный, но я в этом не призналась, а хлеб невкусный, это мама тогда навязала свое восприятие. И вообще вы мне про еду, а я про окно открытое. Хотелось бы вернуться к перерезанию пуповины. Когда обрезали пуповину, психологически я почувствовала свободу. Помимо этого, мне физиологически стало легче дышать. Вы мне говорите «пососала мамку», а я видела, как через пуповину от меня маме отходит моя энергия, маминой груди в этот момент не было, и вкуса молока я не чувствовала, поэтому и не смогла ничего сказать.
IV.2. Мои переживания начались сразу еще во время нашей беседы. Вы рассказывали мне о самогипнозе, а я чувствовала, что вы трогаете самую сердцевину моего страха. Я ощущала себя голой, мне захотелось плакать. Я думала, что вся моя жизнь неправильная и порочная, что я только и делаю, что укрепляю свою оболочку, чтобы не было видно, что там внутри. Наряду с этими переживаниями было огромное желание постичь себя и избавиться от того, что вы назвали страхом наказания, и еще огромное доверие к вам. Спасибо! Вы вышли из комнаты, и я дала волю слезам, но затем тревога очень быстро сменилась на спокойствие, на меня нахлынули переживания: тоска по родным и даже где-то чувство вины. Сознательно понимаю, что чувство вины не помощник. Я вижу ссору своих родителей. Через некоторое время давящие воспоминания покинули меня... это позволяет мне слышать себя. Я очень благодарна вам, Шамиль Семенович, у меня все получилось, теперь я сама все смогу. С П А С И Б О !!!
P.S. После отработки вышеописанных ситуаций ощущаю, что у меня повысился уровень внутренней свободы. Это молодость, сила и совсем иная реакция на ситуацию.
IV.3. Шамиль Семенович, не могу не сказать вам о состоянии, которое в последнее время очень остро мною переживается (переживалось и в день занятий), это чувство потери, одиночества, грусти. Для чистоты, так сказать, эксперимента вы должны знать, что я как-то даже сознательно взращиваю в себе в последний год чувство одиночества, я говорю себе, что хорошо быть одной, я хочу быть одна. Я представляю свою жизнь в одиночестве, без семьи, без любимого человека, я предпринимаю действия к этому, практически не общаясь с дочерью и мужем, не встречаясь с друзьями. Пишу об этом для того, чтобы понять, не «притащила» ли я свое нынешнее состояние туда, в регрессию. И не оплакивала ли я настоящий момент там, может, мне не было там так уж одиноко? Влияет ли эмоциональное состояние входящего в регрессию на процесс, как в этом случае подсознание работает — независимо от существующего настроения в момент вхождения в транс?
IV.4. Я стала осознанно религиозной. Я многое узнала про себя. Мне сейчас легче жить, несмотря на то, что нагрузка физическая, психологическая и бытовая на меня увеличились. Я многое получила от наших занятий. Спасибо вам огромное. Но дольше путешествовать я уже не хочу.
III.5. Появились мягкость, светлая радость, спокойствие и уверенность в себе. Больше мне добавить нечего. С большим удовольствием при любой возможности продолжу наши занятия. Они мне дают очень много. Я их еще не исчерпала.
III.6. Я спрашивала у мамы по поводу обстоятельств моего рождения. Получается интересная вещь. То, что касается отношения родителей к моему появлению, совпало: мама действительно очень хотела меня, а папа сначала был не в восторге, впрочем, аборт делать не предлагал. Хотя за несколько месяцев до зачатия, когда у мамы возникли подозрения, что она беременна, он сказал, чтобы она даже не думала об этом. Что касается сюжетов коллективного бессознательного (картина Ада), страх отсутствовал. Присутствовало простое любопытство. Занятия мне очень нравятся. Спасибо вам огромное. Я многое почерпнула из этого и стала лучше ощущать своего младенца в утробе.
III.7. Задал изнутри вопрос: «Почему я заведомо иду к месту своей слабости?» (испытуемый так характеризует свое сопротивление процессу психотерапии). Почувствовал неприятное ощущение в левой половине туловища между крестцом и ягодицей. Визуализировал это ощущение. Увидел маленького ребенка в возрасте
III.8. Оценивая свое отношение к занятиям, я начал понимать, что, стараясь получить результат, я проявляю излишнее нетерпение. Может быть, из-за этого я с самого начала путешествия стал ощущать неуверенность. Отвечая на ваши вопросы по ходу занятия, я не всегда полностью уверен в искренности своих ответов. Получается, что я не доверяю сам себе!? Что же мне с этим делать? Шамиль, я надеюсь, что вы сможете мне помочь. Наряду с неудачами есть и успехи. Иногда я оказываюсь в ситуации, когда все однозначно. Я вижу четкую картинку, слышу голоса, причем такое ощущение, что кто-то прямо мне в ухо говорит, намеренно громко, чтобы я услышал. В такие моменты я четко понимаю, что это не игра моего воображения, что действия происходят без моего сознательного контроля и я всего лишь свидетель происходящего. Когда задается вопрос, действия разворачиваются сами по себе в ответ на этот вопрос. Вот тогда да! Я понимаю, что такое второе внимание и подтверждаю его доминирование в настоящий момент. Я понимаю, что все должно происходить именно таким образом и именно в таком виде. В связи с этим имею колоссальное желание научиться такому мастерству. В моменты, когда второе восприятие проявляется в полной мере, я восхищен полученными результатами. Меня переполняет радость увиденного. Переживая далекое забытое прошлое, я заряжаюсь энергией. Даже если ситуация, которую я вспоминаю, не очень радостная. Мне хорошо только потому, что я вспоминаю.
Обсуждение результатов
В самом начале обсуждения результатов исследования хочется с благодарностью отметить, что форма данной работы, заключающаяся в прямом изложении первичного материала, полностью навеяна работой талантливого, отважного греческого исследователя психиатра Атанассиоса Кафкалидеса[4]. Действительно, чтобы ответить на вопрос о мере влияния бессознательного, еще не родившегося ребенка на формирование будущей личности, данная форма изложения материала исследований наиболее выгодна и показательна.
В дальнейшем логика работы строилась таким образом, чтобы оценить:
- насколько это влияние долговечно, и утрачивается ли оно после какого-то периода взросления человека;
- какой из периодов внутриутробного развития человека наиболее значимо влияет на формирование его личности, и имеется ли внутренняя психологическая связь между различными периодами становления психики еще не родившегося ребенка и его послеродовой личностью;
- имеется ли какое-либо влияние сюжетов коллективного бессознательного на пре-, пери- и постнатальную жизнь человека.
Отвечая на первый вопрос, мы видим связь практически всех значимых сюжетов «памяти», во всех периодах развития человека от зачатия и до настоящего момента с особенностями формирования личности человека. Под значимостью сюжета мы понимаем способность их создать импринт (ячейку сличения[7][9] второго восприятия, вызывающую неосознаваемую установку первого восприятия на определенную ситуацию).
Касаясь вопроса о большей или меньшей значимости того или иного периода развития человека от зачатия до настоящего времени, можно предположить, что, скорее всего, значимость импринта зависит не столько от периода развития плода, сколько от значимости импринта для его биологического выживания (от "яркости"ячейки сличения).
Из излагаемого материала с большой очевидностью вытекает, что сюжеты коллективного бессознательного также способны выступать в качестве (возможно врожденных) ячеек сличения второго восприятия, что хорошо согласуется с высказыванием К. Юнга: «В бессознательном также содержится подсознательное восприятие и забытые образы-воспоминания, которые не могут быть воспроизведены в настоящий момент и, может быть, не будут воспроизведены никогда. В содержимом подсознания мы должны различать восприятие, которое я назвал бы необъяснимым «знанием», или «непосредственностью» психических образов... и далее... тем не менее, каким бы непостижимым это не казалось, мы в конце концов, вынуждены предположить, что в бессознательном существует что-то вроде априорного знания или «непосредственности» событий, у которых отсутствует какая бы то ни было причинная основа. В любом случае, наша концепция причинности не годится для объяснения этих фактов«[10]. «Проживание» вновь различных сюжетов реального и виртуального прошлого с задействованием всех наших органов чувств, эмоций и интеллекта навело нас на мысль, что все называемое человеческой памятью является ни чем иным, как совокупностью ячеек сличения. Иными словами, в человеческой памяти находится только стимул к действию, а не само действие как таковое. Действие («проживание») вызывается к жизни при помощи активации ячеек сличения человеческой памяти. То есть человек может вновь «прожить» любой отрезок своей реальной или виртуальной (коллективное бессознательное) жизни. При этом он имеет возможность переделать прошлое действие, не будучи скованным рамками действия, закрепленными раз и навсегда в его памяти. Именно такое проживание с изменением прошлого действия дает высокий терапевтический эффект. Кстати, всего лишь предположив одномоментную активацию двух ячеек сличения, можно объяснить многие до сих пор не объяснимые феномены, такие как, например, синхроничность или феномен «уже виденного».
Наконец, пробуя решить вопрос с положением еще не родившегося младенца в утробе мамы, мы приходим к выводу, что младенец в активном заинтересованном состоянии находится лицом в сторону захватившего его внимание события. При усталости и засыпании или «показном» нежелании общения с окружающими еще не родившийся младенец находится лицом к спинке, где «света там гораздо меньше. Возникают предпосылки к засыпанию». Он может находиться лицом к спинке еще при запредельном стрессе. Эти данные, совместно с данными, полученными в родовой период, свидетельствуют о том, что еще не родившийся ребенок на любом этапе своего существования вполне разумен вне зависимости от степени созревания головного мозга. Степень созревания головного мозга, скорее всего, ответственна в утробе за качество моторных координационных реакций организма еще не родившегося младенца[11].
Хотелось бы также отметить, что используемая нами методология исследования — обучение трансовому состоянию испытуемых, сохранение при этом самосознания, свободы воли и свободы выбора, налаживание диалога с испытуемым при преимущественном приоритете его интересов и дополнительной верификации полученных сведений — позволила нам получить разнообразный и богатый материал. В данной работе представлена только часть полученного материала. Оставшаяся часть требует еще тщательного анализа и верификации.
Таким образом, на основании изложенного материала и анализа научной литературы можно заключить:
- Сюжеты, возникающие в памяти человека на уровне ощущения их повторного реального проживания до и после родовой жизни человека, могут создавать импринт (ячейку сличения), активация которого тем или иным пока достоверно не известным способом существенно вмешивается в реальную жизнь индивидуума.
- Указанные выше ячейки сличения могут взаимодействовать друг с другом на любом этапе развития индивидуума, оказывая на его жизнь то или иное суммарное воздействие.
- Сюжеты коллективного бессознательного также создают в памяти человека полноправные ячейки сличения со всеми вытекающими из этого последствиями.
- Младенец в активном заинтересованном состоянии внутри утробы матери находится лицом в сторону захватившего его внимание события. При усталости, запредельном стрессе и засыпании или «показном» нежелании общения с окружающими еще не родившийся младенец находится лицом к спинке, где возникают предпосылки к засыпанию.
- Еще не родившийся младенец на всех этапах своего развития обладает способностью восприятия окружающей реальности вне зависимости от степени созревания головного мозга.
- Методология исследования, заключающаяся в том, что опрос испытуемого проводится во время его нахождения в трансовом состоянии, при полном сохранении им свободы воли и свободы выбора, при приоритете его желания и контроле происходящего самим испытуемым, является адекватным для решения поставленной в данной работе научной задачи.
ЛИТЕРАТУРА
- Chamberlain, D. (1988). The Mind for Your Newborn Baby. Berkley, CA: North Atlantic Books, 274 pp.
- Rank, O. (1952). The trauma of birth. New York: Robert Brunner. (Original work published 1924), 220 pp.
- Grof, S. (1985). Beyond the Brain: Birth, Death and Transcendence in Psychotherapy. Albany, N.Y.: State University of New York Press, 466 pp.
- Kafkalides, A. (1995). The knowledge of the Womb: Autopsychognosia with psychedelic drugs. The first English edition, 224 pp.
- Grof, S. (2001). LSD Psychotherapy: exploring the frontiers of the hidden mind. Auburn Hills, MI: Data Reproduction Corporation, 362 pp.
- Ташаев Ш.С. Влияние импринтинга в момент родов на последующую жизнь человека. В: Репродуктивное здоровье общества (Сборник научных трудов членов Российской Ассоциации Пренатальной Психологии и Медицины. С.-Петербург: ИПТП,
99–106 (Россия). - Ташаев Ш.С. Пути разрешения глобального кризиса современности с позиции пре- и перинатальной психологии и медицины. Вестник дома ученых Хайфы, Израиль. Том IX, C.
78–82. - Grof S. (2000). Psychology of the Future: Lessons from Modern Conciousness Research. Aldany, N.Y.: State University of New York Press, 345 pp.
- Ташаев Ш.С. Исследование бессознательного, пре- и постнатального восприятия индивидуума на модели возрастной регрессии (послано в печать).
- Jung C.G. (1973). Synchronicity: An Acausal Connecting Principle (Paperback). Princeton University Press, 160 pp.
- Salleh A. (2007). Babies reach out in the womb. ABC Science Online: www.abc.net.au/science/news/stories/2007/1838901.htm (February, 5 2007).
Опубликовано в:
«Внутриутробный ребенок и общество. Роль пренатальной психологии в акушерстве, неонаталогии, психотерапии, психологии и социологии», том 2 (VI Всероссийский конгресс «Через интеграцию наук — к сохранению репродуктивного здоровья семьи» Российской ассоциации пре- и перинатального развития (RAPPD) и XVII Международный конгресс Международного общества пренатальной и перинатальной психологии и медицины (ISPPM). Москва, 20 — 24 мая 2007 года)
Ш. С. Ташаев, к.б.н.,
директор НИИ психотерапии и клинической психологии при НП «Институт психотерапии и трансперсональной психологии»,
г. Санкт-Петербург