English

Личностный рост и внутренняя гармония

Год публикации: 2012

Автор: Шамиль Ташаев

Опубликовано в:

«Репродуктивное здоровье семьи в перинатальной психологии». Сборник трудов по результатам материалов международной научно-практической конференции. 23 — 25 мая 2012 года, Санкт-Петербург

Ташаев Ш. С.

к.б.н. (физиология человека и животных), д.п.н. (клиническая психология), профессор

НП «НИИ Психотерапии и клинической психологии»

Санкт-Петербург

Личностный рост — это развитие составляющих индивида как носителя общественных отношений: задатков и развивающихся на их основе способностей, темперамента, характера и воли. Личностный рост очень часто путают с карьерным ростом, где главным является статус, занимаемый человеком в социуме. Чаще всего, именно по этой причине происходит также некоторая путаница с определением сроков начала личностного роста. При рассмотрении личностного роста в качестве развития составляющих индивида, начиная с задатков, становится очевидным, что личностный рост происходит с самого раннего момента внутриутробного развития пренейта. Во многих работах из области перинаталогии показано, что пренейт имеет индивидуальную психику[1][2][3]. Иными словами, пренейт априори является «юридическим» субъектом и имеет свои частные «интересы», которые не всегда совпадают с интересами его мамы, ее ближайшего окружения (семьи, друзей) и общества в целом, в связи, с чем он получает первый опыт работы с противоречиями в интересах, т.е. в создании внутренней гармонии.

Способности и остальные составляющие личностного роста индивидуума, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности, проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами какой-либо деятельности. То есть, человек, обладающий определенными способностями, отличается от других людей, выполняя ту или иную работу более успешно, но не только за счёт наличия определённых знаний, умений и навыков.

Любая деятельность человека содержит в себе такую составляющую как познание окружающей Реальности. В данной работе рассматривается два наиболее часто встречающихся способа познания Реальности на современном этапе эволюции человека и социума. Первый — это Наука, то есть, прежде всего, наблюдение и четкое описание явления или объекта. Затем классификация, измерение параметров и характеристик наблюдаемого и установление связей между явлениями в виде Закона, на основе которого можно осуществлять ретроспективный анализ явления и прогнозировать следствия, вытекающие из Закона с высокой долей вероятности. Закон впоследствии становится достоянием социума, то есть социально объективируется, вследствие чего несанкционированные социумом установки восприятия индивидуума повлиять на него почти не могут. Иными словами, преобразующая сила творческой фантазии индивидуума на некоторое время выключается из работы над дальнейшим уточнением Закона. Такое возможно, если «запись» Закона была произведена на носителе не доступном для сознательного восприятия индивидуума.

Второй — это медитация, то есть присутствие в действии непосредственным чувствованием. Чувствование является свидетельством (продуктом) взаимодействия с окружающей Реальностью. При этом границы присутствия всегда условны и продуктов взаимодействия бесчисленное множество.

Что такое «присутствие» и как происходит «взаимодействие»? В свое время Декарт говорил: «Я мыслю, значит, Я существую». В науке до настоящего времени данный постулат считается неоспоримым, так как за источник мысли всегда принимается головной мозг. Есть некоторые основания полагать, что головной мозг не является генератором мыслей в прямом смысле этого слова. Головной мозг является «приемником» и преобразователем мысли, по аналогии с телевизором, который не является источником транслируемого сюжетного действия. Однако «сюжет» в телевизоре может воздействовать на эмоции и психику человека, вызывая изменение в его организме, например, в виде изменения скорости метаболизма или синтеза тех или иных гормонов. Одним из существенных отличий мышления от чувствования является отсутствие в первом случае и наличие во втором случае взаимодействия с окружающей Реальностью. Соответственно крылатое изречение Декарта можно перефразировать следующим образом: «Я чувствую, значит, я существую».

Остается дать определение часто используемому нами понятию «окружающая Реальность». Под окружающей Реальностью мы понимаем динамическое состояние Материи, находящейся в постоянном взаимодействии с нашим восприятием. Следующий логический шаг — это определение Материи как таковой: Материя есть все сущее. При таком определении необходимость противопоставлять Материи НЕматерию отпадает и нематерия становится еще одной формой существования материи. Однако вопросы о существе Материи и ее формах требует своего уточнения.

Какие формы существования Материи мы знаем на сегодняшний день? Это, прежде всего корпускулярная форма. Любая корпускула находится в постоянном движении и лишена состояния идеального покоя. Можно предположить, что, благодаря этому свойству и возможно существование пространства-времени как такового. Упрощенной аналогией сказанному может служить образование «ткани» действия в нашем восприятии при взаимодействии с ним (восприятием) последовательных дискретных кадров киноленты движущихся со скоростью 24 кадра в секунду.

Другая форма существования материи — это поле. Физике хорошо известны 5 полей: гравитационное, электрическое, магнитное, сильное взаимодействие и слабое взаимодействие. Одной из Функций каждого из перечисленных полей является объединение и управление. Например, посредством гравитации объединены в единую систему все массы, посредством электрического поля все заряженные частицы и т. д. Можно предположить, что одной из важнейших функций любого поля является формообразование. В крайнем случае, любое из перечисленных полей влияет на форму и физические параметры корпускулы в соответствии с ее ориентацией относительно силовых линий поля, скоростью ее движения и напряженностью самого поля.

Рассмотрим теперь такие инструменты науки как классификация явлений и подбор адекватных способов измерения для схожих явлений или группы подобных друг другу материальных объектов. Все перечисленное является зависимым от установок восприятия процессом и требует отвлечения от «несущественных» отличий между объектами и явлениями. Строго говоря, «чёткие характеристики» являются таковыми лишь в определённых доверительных интервалах. Даже атомы одного и того же химического элемента идентичны друг другу, лишь до определённой степени, так как нельзя предсказать, где в данный момент находится тот или иной электрон в электронном облаке конкретного атома (принцип неопределённости Гейзенберга). Следует отметить, что «несущественные» отличия с точки зрения одного наблюдателя, могут оказаться решающими для характеристики объекта или явления с точки зрения другого наблюдателя. Например, письменное изложение какого-либо сюжета с позиции литератора оценивается по стилю его изложения. С позиции графолога, когда сюжетом изложения, и грамматическими ошибками можно пренебречь, самым значимым компонентом является почерк человека. С позиции преподавателя русского языка и литературы, самым главным является грамотное изложение сюжета, а почерк имеет лишь второстепенное значение; с позиции психоаналитика, первостепенное значение для анализа имеют все так называемые описки и ошибки в словах. Перечень точек зрения при анализе любого явления или факта можно продолжать достаточно долго. Как долго — зависит от состояния наших знаний и количества областей науки. То есть, наличие понятия доверительного интервала для «существенных» и «несущественных» признаков объектов или явлений формирует различные направления исследования, разграничивая области их «полномочий». Без данного разграничения не может обойтись ни одна область науки. Ярким примером использования «несущественных признаков» в качестве основного критерия для создания нового доверительного интервала, является индивидуальная изменчивость животных одного вида, позволившая Ч. Дарвину создать теорию Эволюции основным инструментом которой является естественный отбор.

Таким образом, Реальность, подпадающая под научное познание, всегда ограничена и многое из того, что явно существует и влияет на окружающую реальность, на человеческое общество и самого человека, в том числе, остается за пределами территории научного познания. Иными словами, можно предположить, что в физическом мире полная идентификация каких-либо материальных объектов, включая все формы существования Материи, как таковой, отсутствует, то есть наша Материальная Реальность это Реальность Уникальностей(!).

Если рассматривать Уникальность с точки зрения доведенной до совершенства самодостаточности (остановись мгновенье ты прекрасно!), то следует отметить, что наша Вселенная, основной реальностью которой является Взаимодействие, при данном условии не могла состояться. Соответственно уникальности нашей Вселенной содержат в себе некий априорный стимул к взаимодействию. Благодаря предполагаемому стимулу любая уникальность может образовывать совместно с другими уникальностями комплексы, обладающие новым набором «общих свойств». Объединенные общими свойствами комплексы могут взаимодействовать с другими комплексами, создавая комплексы (системы) более высокого порядка. Например, фотон, субатомные частицы, атом, молекула, вещество, планета, звезда, галактика, вселенная, мета вселенная и так далее... Однако заметим, что любое образование устойчивого комплекса влечет за собой необходимость наличия уже не просто стимула, а новой формы взаимодействия, способной управлять предыдущим стимулом. Одной из таких форм является полевая составляющая Материи как таковой. Иными словами, несмотря на то, что наша Реальность в основе своей это реальность уникальностей, уникальность подчиняется общим закономерностям создания, перевоплощения и разрушения комплексов и систем уникальностей. На определенной ступеньке эволюционирования систем образуется живое, где появляется новая функция материального носителя, способная к независимому творчеству и скорость эволюции резко возрастает, причем живое резко отличается от «неживого» наличием четко выраженного качества «индивидуальный интерес». Чем выше в эволюционной иерархии стоит носитель индивидуальных интересов, тем интересы шире и многообразнее. Индивидуальные интересы, как правило, частично входят в определенные противоречия с социальными интересами или частными интересами другого индивидуума.

Основой настоящего момента и вообще всего сущего, то есть всего материального мира является противоречие в «интересах» его составляющих. Противоречие по положению всегда стремится к своему разрешению и является движущей силой взаимодействия как такового. Взаимодействие не устраняет противоречие, но может вывести отношения взаимодействующих объектов на более высокий иерархический уровень, когда прежним противоречием можно пренебречь. Выход взаимоотношений объектов на более высокий иерархический уровень способствует дальнейшему развитию каждого из объектов.

Внутренняя гармония и есть эта работа с противоречиями, когда ими можно пренебречь, как несущественными и освободить огромное количество энергии для роста и личностного развития. Наиболее высокие уровни личностного роста характеризуются состоянием вдохновения, свободного творчества и безмятежности при максимальном раскрытии присущих нам талантов. В качестве иллюстрации описанного состояния приведу выдержки из письма участницы наших тренингов: «Добрый, милый, мудрый, дорогой, бесценный Шамиль, здравствуйте! Не пишу, не звоню, не приезжаю — простите меня. Слишком уж велико и неожиданно то счастье, что пришло 365 дней назад после второго семинара; я так окрылена, я так рада миру и жизни, так захвачена ураганным ветром всевозможных чудес!... Все так изменилось, поразительно изменилось! Мой вечный пессимизм рассыпался, словно карточный домик под напором новых, прежде незнакомых мыслей и чувств... Я, видимо, была вся соткана из молекул беспредметного счастья. Все прекрасно, все удачно, все нравится в противовес прежним — все отвратительно, скверно, неудачно. Такой потрясающий контраст в мировосприятии и мироощущении сначала даже несколько пугал: я боялась, что вот-вот, буквально на днях, все вернется «на круги своя», и счастье исчезнет, навалятся очередные несчастья, депрессия ... Но счастье продолжалось, будто светлые стороны мира притягивались ко мне. «Сами собой» делались дела, «сами собой» восстанавливались давно утраченные, но необходимые контакты с людьми, которые прежде бегали от меня, как от огня; не я искала встречи — меня искали. Окружающие заметили, что я существую. Я увидела впервые в жизни, что мир не черно-белый, тусклый — а яркий, красочный, блестящий, многоцветный. Впервые в моем лексиконе появились слова «голубой», «фиолетовый», «оранжевый»... Я стала слушать совсем другую музыку. В руки «потекли» иные книги, которые я раньше все равно бы не поняла и не приняла. Я узнала, что могу получать наслаждение не только от отвлеченных идей и мазохистского самокопания, но и от вполне реальных вещей, от процесса жизни. Шамиль, Шамиль, я никогда не знала, что Жизнь может быть счастьем, что ею можно наслаждаться, что беды и страдания — это еще не все «содержимое» нашего бытия. Мне просто «крышу снесло» от непомерной, всеохватывающей, бесконечной радости. Я понимаю, что, как бы ни была бесконечна эта радость, я еще не исчерпала испытаний, выпадающих на долю каждого живущего. Но это понимание не гнетет, не заставляет цепляться за счастье — оно только учит относиться ко всему, как к чуду ... Нет ни расстояния от Москвы до Питера... Нет ни времени, ни отсутствия реального зримого контакта — они лишь условности, не способные отлучить меня от Вас. Даже и «до свидания» написать рука как-то не поднимается. Мы и не расставались с Вами. Думаю о Вас. Низко кланяюсь. Лена. 6 марта 1998 г.«. Какие имеющиеся у нас возможности мы используем, чтобы оказаться на том иерархическом уровне безмятежности и вдохновения, на котором находилась Леночка, когда писала настоящее письмо. Прежде всего, сознательное намерение. Приведем пример: Меня убедили, что курение вредит моему здоровью и поэтому я сознательно твердо решил бросить курить и перестать вредить своему здоровью. Марк Твен говорил, что это очень легко сделать, и он сам уже 40 раз бросал курить... Что же получается, Мое сознание не в силах обеспечить выполнение своего намерения?! Так зачем мне нужно такое сознание?! Не стоит беспокоиться по данному поводу, вполне возможно, мне только кажется, что у меня есть сознание... Хотя, Тейяр Де Шарден говорил, что сознание есть даже у атомов... Однако «всеобщее» в нашей реальности не имеет конкретного владельца и соответственно не принадлежит никому. Например, центральные банки многих стран, в том числе и России никому не принадлежат, и в тоже время с ними может взаимодействовать любое частное или юридическое лицо. Возможно, по аналогии и сознание не имеется ни в чьей «собственности», а является одной из форм существования Материи. Тогда встает вопрос, как и через какого «посредника» мы взаимодействуем с сознанием, как формой существования Материи и что в результате этого получается.

На роль «посредника» лучшего претендента, чем Восприятие сложно найти. А что такое Восприятие? В предыдущих наших работах[4][5] мы характеризовали его как функцию взаимодействия между субъектом и объектом, исходя из того, что восприятие не находится ни в субъекте, ни в объекте и приводит к образованию интерактивного «экрана». В норме интерактивный экран передает фрагменты изображения, ощущения, чувствования, частотные характеристики в анализаторы ЦНС и в результате каких-то определенных процессов на интерактивном экране сознание (форма существование Материи, как таковой) формирует реальность, то есть создает определенный смысл. Д.м.н., профессор Анатолий Кондратьев[6] сравнивает данный процесс с появлением Джина (сознание), когда волшебную лампу Алладина (в нашем случае интерактивный экран) кто-либо потирает. В то же время он сам и возражает против данной аналогии, говоря о том, что при любом наркозе или даже клинической смерти, сознание как таковое продолжает функционировать, создавая смысл. Иными словами, по данной версии, покуда головной мозг анатомически и физиологически адекватен, «отключить» его от сознания, как формы существования Материи практически невозможно.

По другой версии, которой придерживается перинатальная психология, сознание существует и при отсутствии полноценно зрелого мозга. Внутриутробный ребенок (пренейт) на всех стадиях своего роста и развития обладает сознанием. Однако мы об этом узнаем постфактум, когда расспрашиваем взрослого человека, обладающего полноценным мозгом. Мало того при расспросе любого человека мы можем получить информацию и о том времени, когда данного человека еще не было или уже не будет... Данные факты можно согласовать, предположив, что головной мозг и ЦНС не являются генераторами наших идей, мысли и образов наблюдаемой реальности, а представляют собой все тот же интерактивный экран, на который все проецируется из сознания. Причем процесс «трансляции» и полноценной готовности интерактивного экрана к работе не жестко завязаны между собой. Аналогом сказанного может служить взаимоотношение телевизора и ретрансляционной станции. Ни один телевизор не является владельцем ретрансляционной станции. Образы и «реальность», возникающие на экране телевизора не генерируются телевизором или непосредственно окружающей его реальностью. Однако, как телевизор необходим для преобразования радио и телевизионных волн в адекватный для восприятия человека вид, так и головной мозг необходим для взаимодействия с сознанием. Телевизор способен воздействовать на внутренний мир человека и преобразовывать его, а сознание воздействует не только на внутренний мир человека, но и на всю окружающую реальность посредством создания смысла, то есть построения окружающей нас реальности. По Агафонову элементарной единицей сознания как раз и является смысл[7]. Как электрическое питание необходимо для работы телевизора, так и ретикулярная система мозга необходима для дифференцированного анализа поступающей в мозг информации.

Таким образом, благодаря тому, что ни одна ретрансляционная станция не является «собственностью» ни одного телевизора, появляется возможность ретрансляции какого-либо сюжета на любое количество телевизоров. Все в этом случае зависит как от совершенства и энергетических показателей ретрансляционной станции, так и от технических характеристик телевизора. Благодаря тому, что СОЗНАНИЕ является одной из форм существования Материи как таковой, становится возможной ретрансляция «общих идей» для любого индивидуума, несмотря на уникальность каждой индивидуальности. Таким образом, создается социальное общество, где ценности постепенно (в соответствии со стадией развития общества) развиваются и эволюционируют. В настоящий момент пришло время и таких ценностей как личностный рост и внутренняя гармония каждого индивидуума при полномасштабном использовании противоречия интересов для построения совершенного общества.

Выводы:

  1. Человеческая Сущность готова к личностному росту еще во внутриутробной стадии развития при анатомическом формировании наследственных задатков и их фенотипического проявления.
  2. Внутренняя гармония человека является необходимым и достаточным условием для его личностного роста, так как внутренняя гармония имеет дело с «разрешением» противоречий в интересах при переводе их на уровень стимулирования интересов нового иерархического уровня. Этот процесс начинается с раннего перинатального периода развития человека, а возможно и раньше с перинатального периода развития его родителей.

Библиография

  1. Rank O. (1952). The trauma of birth. New York: Robert Brunner. (Original work published. 1924), 220 pp.
  2. Chamberlain, D. (1988). The Mind for Your Newborn Baby. Berkley, CA: North Atlantic Books, 274 pp.
  3. Tashaev Sh.S., PhD. Study of the Unconscious, Pre- and Postnatal Individual Perception by Means of the age Regression Model. (Research Institute of Psychotherapy and Clinical Psychology)/ The International Journal of Perinatal Psychology and Medicine. V. 19, № 1-2, 2007, pp 34 — 48.
  4. Ташаев Ш.С. (2006). Пути разрешения глобального кризиса современности с позиции пре- и перинатальной психологии и медицины. Вестник дома ученых Хайфы, Израиль. Том IX, C. 78–82.
  5. Ташаев Ш.С. (2005). Восприятие пациента, как основная мишень психотерапевтической работы. Медико-психологические аспекты современной пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии.
  6. А.Н. Кондратьев. «Журнал Анестезиологии и реаниматологии» № 10, 1999
  7. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб: Изд-во Речь. 2003. 290 с.